Кабаляринг –
«бесконечный» конец, который в носовой части судна проходил через два блока,
установленных впереди якорного битенга. В кабаляринг на небольшом расстоянии
один от другого были вплеснены штерты — короткие тонкие концы; кабаляринг
укладывали около якорного каната и штертами прихватывали к нему. Якорный канат
на шпиль непосредственно не накладывали, так как на больших судах он имел
диаметр 6 дюймов (152мм) и был слишком жестким Якорный канат выбирали
кабалярингом и укладывали в канатном ящике в большую бухту.
Кабельтов (голл. –
kabeltouw) – мера длины, равная одной десятой морской мили, т.е. 608 футам, или
185,3 м. Термин кабельтов, как мера длины, появился вследствие того, что кабель
на судне брался определенной, одинаковой длины.
Каболка – самая тонкая
составная часть растительного троса, скрученная из волокон конопли, агавы или
других растений.
Каботаж (фр. – cabotage)
– плавание от мыса к мысу, то есть прибрежное, совершаемое при помощи одних
навигационных средств кораблевождения.
Каики – небольшие
шлюпки, находившиеся на галерах.
Калвы (мачтовые подушки)
– бруски дерева, имеющие форму четверти круга и установленные на лонга-салингах,
чтобы предохранить огоны вант от перетирания острыми краями лонга-салингов.
Калышка – петля на
тросе, образующаяся при его чрезмерном закручивании.
Камбуз (голл. – kombuis)
– место для приготовления пищи на судне.
Канифас-блок – блок с
прорезанной или откидной щекой для установки троса.
Канонерская лодка –
артиллерийский корабль для ведения боевых действий на реках, озерах и в
прибрежных районах морей. Водоизмещение: морских – до 2,5 тыс. т, речных – до
1,2 тыс. т. Вооружение: морских – 2-5 75-152-мм орудий, речных – 1-4 47-102-мм
орудий, а также зенитные пушки и пулеметы.
Канот – наименьшая из
прогулочных шлюпок, применявшихся на торговых судах. Она имеет очень острый
корпус и приводится в движение шестью-восьмью гребцами.
Капер – частное лицо,
которое с разрешения верховной власти воюющего государства снаряжает за свой
счет судно с целью захвата купеческих кораблей неприятеля, а в известных случаях
и нейтральных держав.
Каравелла – судно с
тремя мачтами; фок-мачта с прямыми парусами, остальные – с латинскими.
Каракка – крупнейшее
грузовое судно первой половины XV в. Судно несло три мачты: в середине
грот-мачту с большим реем и прямым парусом, в носу – фок-мачту тоже с прямым
парусом, в корме – бизань-мачту с латинским парусом и на баке – бушприт.
Карбас – гребное
промысловое судно среднего размера с одной мачтой, встречавшееся на Белом море.
Использовалось в составе шхерного флота для перевозки грузов и десанта, вмещало
до 70 человек.
Карлингс – продольные
балки, врезанные в бимсы. На них опираются продольные балки комингса.
Карронада – короткая,
легкая, большого калибра чугунная пушка.
Катафракты – суда
появившиеся в Коринфе после трирем. Считают, что по бортам их корпус имел
своеобразную броню для защиты от вражеских таранов.
Кат-балки – их на
некоторых современных парусных судах применяют вместо крамбол.
Кают-компания – столовая
и место отдыха командного состава корабля.
Квартердек – приподнятая
на 0,8-1,0 м кормовая часть верхней палубы. Размещался над ахтердеком.
Повышенный квартердек – ахтер-кастель – являлся надстройкой, в которой
размещались каюты командира и офицеров.
Квартердек-релинг –
балюстрада с маленькими балясинами ограждающая пространство между трапами на
квартердеке.
Кварторписы – часть
конструкции с боку кормы, которая служила для крепления боковых галерей; часто
украшалась фигурами.
Кеч – судно с двумя
мачтами с косыми парусами; бизань-мачта стоит перед рулём.
Килевание – наклон судна
на бок настолько, чтобы киль вышел из воды.
Киллихтер, килектор (от
голл. «kiellichter» – плавучий грузоподниматель) – судно, оборудованное в
носовой части грузоподъемным устройством.
Киль (англ. – keel)-
основная продольная связь корабля, располагаемая по всей его длине в нижней
части по диаметральной плоскости. На деревянных судах киль состоит из
выступающего наружу бруса, к которому прикрепляются шпангоуты.
Киль-блоки – две
подставки из дерева, вырезанные по форме днища шлюпки. На них устанавливаются
шлюпки.
Кильсон – продольная
связь на судах с ординарным дном, соединяющая днищевые части шпангоутов. В
зависимости от своего расположения по ширине судна различают средние, боковые и
скуловые кильсоны. На деревянных судах кильсоном называют продольный брус,
накладываемый поверх шпангоутов и обеспечивающий не только увеличение продольной
крепости, но и связь между шпангоутами. Именно на кильсоне крепили мачты.
Кингстон (англ. –
kingston valve – заборный клапан) – отверстие с клапаном в наружной обшивке
подводной части судна для приема или удаления воды.
Кип – желоб на щеках,
юферсах и шкивах блоков, направляющий трос, а также отверстие в киповой планке,
служащее для проводки троса.
Киповая планка –
используется как швартовый или буксирный полуклюз в тех местах, где нет
фальшборта. Для уменьшения трения тросов на киповой планке устанавливается
вертикальный вращающийся роульс.
Клампы – см. утки.
Клевант – 1.
Конусообразный кусок твердого дерева, вставляемого в узел, чтобы последний не
затягивался. 2. Небольшой деревянный брусочек цилиндрической формы с круглой
выточкой (кипом) посередине. Употребляется для соединения флагов с фалами, на
которых они поднимаются.
Клетень – слой
шкимушгара, тонкого линя или проволоки, накладываемый вокруг троса, против его
спуска, с помощью полумушкеля.
Клетневание – особый вид такелажной работы, включал в себя три этапа:
тренцевание – углубления на тросе между прядями по спуску обшивали шкимушгаром – тренью;
покрытие клетневиной – старую парусину нарезали на полосы и обматывали трос так, чтобы каждый ее шлаг перекрывал следующий, а затем его тировали;
наложение клетня – с помощью полумушкеля на трос поверх клетневины накладывали плотными шлагами шкимушгар или юзинь против спуска троса. Это делают для предохранения стоячего и бегучего такелажа от влаги и перетирания.
Кливер – косой
треугольный парус, ставящийся впереди фок-мачты. От стень-такелажа на нок утлегаря проводится леер, по которому кливер поднимается и опускается. На судне, где их три, кливером называется второй от мачты парус. Первый называется стакселем, а третий – бом-кливером. Кливера появились в XVIII в.
Клинкет – задвижной клапан; служит для перепускания воды в трюме из одного отделения в другое.
Клипер – судно с очень узким корпусом и огромным количеством парусов, что позволяет даже при слабом ветре развивать чрезвычайно большую скорость. Водоизмещение этих судов первоначально не превышало 700 т.
Клотик – деревянный выточенный кружок, надеваемый на топ мачты или флагштока. Прикрывает торец мачты от влаги. Имеет несколько шкивов или кипов для фалов.
Клюз – отверстие в борту для якорной цепи.
Клямс – мощная продольная балка судна, соединённая со шпангоутами сквозными болтами. В клямсы были врублены концы бимсов. Под клямсом находился один или два подклямса.
Кнехт – на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа.
Книпель – снаряд, употреблявшийся для повреждения рангоута и такелажа парусных кораблей противника. Состоял из двух ядер или полуядер, соединенных между собой железным стержнем или цепью. Книпели были малоэффективны и быстро вышли из употребления.
Кницы – угольники для скрепления между собой деталей судового набора, например для более прочного соединения бимсов с бортами на концах бимсов устанавливали прямоугольные связи – бимсовые кницы.
Кноп – узел в виде утолщения на конце троса для удержания или закрепления его коренного конца. Кнопы - это узлы на пертах. Перты - это канат, протянутый под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока. Перты нижних реев имели толщину 1,75 дюйма, на верхних реях они были несколько тоньше. Перты появились после 1640 года и вначале лишь на нижних реях. После 1680 года их устанавливают на марса-реях, а к концу XVII века на всех реях, за исключением бегин- и бовен-блинда-реев. С помощью пертов, становясь на них ногами и ложась на рей (со стороны кормы), матросы крепят и убирают паруса или берут на них рифы. Для удержания пертов на нужном расстоянии от рея и устранения чрезмерного провисания они поддерживаются обнесёнными вокруг рея короткими стропами — подпертками, отстоящими один от другого. Чтобы ноги матросов не скользили по пертам на них часто вязали узлы — кнопы.
Княвдигед – у старинных парусных судов выдающаяся вперёд верхняя часть водореза. Верхняя часть княвдигеда украшалась резной фигурой.
Когг – торговое судно с круглым корпусом и обшивкой внакрой, с одной мачтой, несущей парус. Бак и квартердек этих судов использовались как боевые площадки, где располагались воины.
Колдер-шток – вертикальный рычаг для поворота румпеля (до XVIII в. заменял штурвальное колесо).
Колышка – род узла для укорачивания снасти или сделанная для каких-либо целей петля на тросе.
Комель-блок – корпус этого блока длиннее и круглее корпуса лонг-такель-блока, он может быть с одним или двумя шкивами, лежащими в одной плоскости.
Комингс – деревянные брусья, ограждающие грузовые, световые и сходные люки от попадания воды внутрь помещений. Все двери на судне также имеют комингс высотой от 50 до 300 мм.
Конец коренной – условное название закрепленного или же не используемого в работе конца троса.
Конец ходовой (лопарь) – конец, прошедший через шкивы и воспринимающий прикладываемое усилие.
Контртимберсы – брусья, которые крепятся к винтранцу и образуют верхнюю часть кормы; в промежутках между контртимберсами помещают окна.
Кончебас – турецкое гребное одномачтовое судно, вооруженное легкой артиллерией.
Корвет (от лат. "corbita" – корабль) – в XVIII-ХIХвв. трехмачтовый корабль водоизмещением 400-600 т с полным прямым парусным вооружением, имел до 32 орудий. Использовался для посыльной службы, иногда для крейсерских действий. С 40-х годов XIX в. – колесный, а затем винтовой парусно-паровой корабль (водоизмещение во 3500 т, скорость до 14 уз).
Корма – задняя оконечность судна. Кормой принято считать часть судна от самой задней его части до ближайшего к ней люка или конца кормовой надстройки.
Корсары – частные лица, действующие на хорошо вооруженных легких судах против торгового флота с целью разбоя.
Коуши – металлические кольца с кипом (желобком соответствующей толщины для троса) по окружности, круглые – для растительных тросов, продолговатые или копьеобразные – для металлических. Вставляют в кренгельсы тросов и стропы блоков для уменьшения трения тросов о скобы.
Кофель-нагели – стержни из твёрдого дерева или металла длиной около 30 см. Вставляют в отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа.
Кофель-планка – деревянный или металлический брус с отверстиями для кофель-нагелей, прикрепленный горизонтально на палубу у мачт и у внутренней части борта.
Коч – мореходное парусное судно северных и сибирских промышленников.
Кочмара – большая парусная одномачтовая промысловая лодка.
Крамбол – толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницею, называемой сапортусом. На выступавшем конце крамбола находились шкив-гаты со шкивами, через которые проходил талреп кат-талей или ката. Применялись в парусном флоте на деревянных судах для подтягивания к борту якорей.
Кран-балка – балка с прикрепленной скобой, на которой размещались один или два блока, служащие для подъёма якоря.
Кранцы – плетённые из верёвок подкладки, которые кладут между судном и пристанью, чтобы не повредить борт.
Краспицы –деревянные поперечные брусья связывающие между собой лонга-салинги. Служат основой марса или салинга.
Кренгельс – кольцо или петля из троса, заделанное в ликтрос или подвязанное к люверсам паруса. Через риф-кренгельсы проводят штык-болты – концы; с их помощью при взятии рифов боковые шкаторины паруса подтягивают к рею и крепят новые ноковые углы. На парусе имеются ещё кренгельсы в ноковых углах для риф-талей, шпрюйтов или анапутей булиней.
Кринолин – площадка, где размещались гребцы.
Крюйс – слово, обозначающее то, что части рангоута, такелажа и паруса, перед названием которых оно стоит, принадлежат к бизань-мачте выше её марса.
Крюйс-рей – второй снизу рей на бизань-мачте. К нему привязывается парус, называемый крюйселем.
Крюйт-камера (голл. – kruit-kamer) – пороховой погреб на корабле.
Кубрик – жилое помещение для команды.
Кумпанство – товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей.
Куршея – продольный переход, по которому ходили надсмотрщики, делящий среднюю часть палубы галеры на комит и подкомит.
Куттер – самое малое одномачтовое судно для несения дозорной и посыльной службы. Вооружалось 8-14 орудиями.