Мачта на корабле

Смотри рисунок 1. Мачта.

номер на рисунке 3-бизань-мачта
(корма=задняя часть корабля)
2-грот-мачта
(средняя часть корабля)
1-фок-мачта
(передняя часть корабля)
23-бушприт
(носовая часть корабля за пределами корпуса)
1 - фок-мачта
2 – грот-мачта
3 – бизань-мачта
3 – бизань-мачта 2 – грот-мачта (нидерл. grote mast — «большая мачта»), обычно вторая мачта, считая от носа судна.
Грот-мачта – самая высокая мачта, обычно расположенная недалеко от центра корабля, достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
I - фок-мачта – НОСОВАЯ. Мачты различают по их местоположению на корабле: носовая-фок-мачта.
4 – нижняя фок-мачта
23-Носовая мачта, сильно наклоненная вперед, называлась бушпритом (см. рис.) Угол, который он образует с горизонтальной плоскостью на старинных судах – примерно 36°.
24 - утлегарь;
25- бом-утлегарь;
26 — мартин-гик

Мачта – это вертикальное или слегка наклонное в корму рангоутное дерево, которое служит основанием для крепления других частей рангоута (стеньг, реев) и постановки парусов. Мачты больших парусных кораблей с прямым вооружением достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.

Количество мачт может быть различным. Каждая мачта имеет свое наименование. Так, на трехмачтовом корабле первая от носа корабля мачта называется фок-мачтой, вторая – грот-мачтой, третья, самая маленькая, - бизань-мачтой.

Мачты делались составными из нескольких продолжающих друг друга в высоту деревьев. Полная мачта состоит из пяти составных частей.

Нижняя — самая прочная, толстая и длинная называется "колонна мачты" или просто "мачта".

К мачте - обычно спереди — крепится ее вторая часть — "стеньга". Стеньга потоньше и полегче мачты. Все части, чем выше, тем заметнее уменьшаются в размерах. Тяжесть должна оставаться внизу, чтобы корабль не перевернулся - принцип "ванька-встанька" (метацентрическая высота - чем ниже центр тяжести, тем устойчивее корабль).

К стеньге крепится третью часть — "брам-стеньга". Слово "брам" в рангоуте и в парусах всегда означает "третий".

Четвертая часть мачты называется — "бом-брам-стеньга" ("бом-брам" означает "четвертый").

Название пятой части "трюм-стеньга".

Устройство мачты: 1 - нижняя мачта (колонна), 2 - цапфа, 3 - железные бугели, 4 - чиксы, 5 - лонг-салинги, 6 - краспицы, 7 - эзельгофт, 8 - стеньга, 9 - брам-стеньга, 10 - бом-брам-стеньга, 11 - флагшток, 12 - клотик, 13 - вулинг, 14 - деревянный бугель, 15 - шкало, 16 - крепление шкало, 17 - вязка вулинга.

1-фок-мачта (передняя часть корабля) - НОСОВАЯ. Мачты различают по их местоположению на корабле: носовая-фок-мачта. 4 – нижняя фок-мачта.
2-грот-мачта (средняя часть корабля), (нидерл. grote mast — «большая мачта»), обычно вторая мачта, считая от носа корабля. Грот-мачта – самая высокая мачта, обычно расположенная недалеко от центра корабля, достигали высоты 60 м и более при толщине нижней части до 1 м.
3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля).

Самой высокой мачтой всегда являлась грот-мачта. Ее высота у трехмачтовых кораблей с прямым вооружением определялась длиной корабля по гондеку, сложенной с его наибольшей шириной и разделенной пополам. Высота фок- и бизань-мачт вместе с их топами определялась по высоте грот-мачты. Так длина фок-мачты составляла 8/9 , а бизань-мачты - 6/7 длины грот-мачты. Эти пропорции часто изменялись по усмотрению строителя.

Нижние мачты, а также бушприты для прочности делали составными из нескольких брусьев, стянутых бандажами - тросовыми вулингами. Нижний конец мачты - шпор оканчивался цапфой, которую вставляли в степс - гнездо, находящееся на кильсоне.

Верхняя часть мачты называется топом. На его верхушке находится цапфа на которую одет эзельгофт, соединяющий мачту со стеньгой. С двух сторон мачты крепили фигурные наделки, называемые чиксами, к ним - два продольных бруса - лонг-салинга, а на лонг-салинги настилали марсовую площадку или просто марс.

 

 

Рис. 268. Основные части мачты;
а - нижняя мачта, ствол.
1 - цапфа шгюра; 2 - часть мачты под палубой; 3 - часть мачты над палубой; 4 - ахт- канты; 5 - топ; 6 - цапфа для эзельгофта;
b - стеньга. 1 - цапфа шпора; 2 - шлаг- товная дыра; 3 - шкив-гат со шкивом для стень-вынтрепа; 4 - шпор; 5 - ахтканты; 6 - топ; 7 - цапфа для эзельгофта; 8 - шкив-гат со шкивом для марса-фала;
с - брам-стеньга. 1- цапфа шпора; 2 - шлаг- то а мая дыра, 3 - шпор; 4 - шкив-гат со шкивом для брам-стень-вынтрепа; 5 - шкив-гат со шкивом для брам-фала; 6 - ахтканты; 7- шкив-гат со шкивом для бом-брам-фала; 8 - шкив-гат со шкивом для трюм-фала; 9 - брам-стеньга; 10 - бом- брам-стеньга; 11 - трюм- стеньга; 12 - флагшток; 13- клотик.

Составные части матч. Мачты различных типов и назначения состоят из разных деталей и подкреплений.

Нижние мачты. Нижний конец нижней мачты - шпор оканчивается цапфой квадратного сечения, которая вставляется в степс - гнездо в середине кильсона. Часть мачты, находящаяся под палубой, иногда имела призмообразное сечение, часть, возвышающаяся над ней, - круглое. В верхней части мачты имеется четырехгранный пояс - ахтканты.

Выше него шел невысокий круглый поясок небольшого диаметра, на который укладывали огоны нижних вант, выше переходящий в квадратную форму с закругленными краями.

Верхняя часть мачты над ахткантами называется топом. На его вершине находится цапфа квадратного сечения, на которую надевают Эзельгофт (рис. 268, а).

С двух сторон мачты на ахтканты крепили консолеобразные наделки - чиксы, у которых по краям иногда делали канавки - кипы.

На чиксы укладывали продольные брусья - лонга-салинги - и прикрепляли их к мачте болтами; на лонга-салинги ставили поперечные брусья - краспицы

 

 

 

 

Рис. 269. Соединение нижней мачты со стеньгой.
I - нижняя мачта; 2 - стеньга; 3 - топ мачты; 4 - шпор стеньги; 5 - ахтканты; 6 - чиксы; 7 - болгы чиксов;
8 - лонга-салинги; 9 - краспицы; 10 = нижний рей;
II- бейфут рея; 12 - обой-ма бейфута; 13 = калвы; 14 = нижний марса-рей; 15 - бейфут нижнего марса-рея; 16 - эзельгофт; 17 - опор-ная штанга; 18 - шлагтов; 19 - марс.

Назначение лонга-салингов и краспиц - поддерживать стеньгу и марс. Чтобы предохранить огоны вант от перетирания острыми краями лонга-салингов, на них устанавливали бруски дерева, имеющие форму четверти круга. Эти бруски называли мачтовыми подушками, или калвами (рис. 269).

Стеньги. Часть стеньги между лонга-салингами и эзельгофтом называется шпором На нижнем конце шпора имеется цапфа квадратного сеченил, которая находится между лонга-салин- гами.

В шпоре прорезано квадратное отверстие - шлагтовная дыра - для специяпьной чеки - шлагтова, выступавшие части которого лежали на лонга-салингах и поддерживали стеньгу. Кроме этого, в шпоре стеньги обычно вырезают наклонное прямо-угольное отверстие - шкив-гат, где помещается шкив. Через него проходит стень-вьштреп, предназначенный для подъема и спуска стеньги.

В ее Берхпей части имеются ахтканты, на верх¬нюю часть которых опирается салинг стеньги, также состоящий из лснга-салингов и краспиц.

В ахткантах стеньги есть шкив-гат со шкивом для прохода фала верхнего марса-рея. Выше ахткант возвышается топ стеньги, заканчивающийся цапфой, на которую наде вают эзельгофт (см. рис. 268, Ь).



  • Рангоут корабля. Первичные элементарные знания. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 205-246: Различают: РАНГОУТ || Мачты || Стеньги || Клотик || Реи|| Гафели, гики, трисель-мачты || Выстрелы (боканцы) ||
  •