Рассмотрим дельные вещи моделей кораблей и парусников. Для более образного понятия, рассмотрим примитивный пример, где сравним основные части автомобиля и основные части модели корабля (парусника). Главное общее то, что основных частей у них ТРИ. С той лишь разницей, что они называются по-разному. Основные части корабля: корпус корабля, парус с такелажем, дельные вещи.
Автомобиль | кузов | двигатель | шасси | |
Корабль (Парусник) | Корпус корабля | Рангоут, такелаж корабля Узлы морские |
Дельные вещи корабля |
Моряки Северного моря из Нидерландов называли словом deel — Дельные вещи кораблей.
Deel — морской термин, общее название для деталей оборудования корпуса корабля и его внутренних помещений.
В энциклопедии судомоделизма "Постройка моделей судов" О. Курти в Главе XI к дельным вещам относит: тросы, скобы, сплесни, клетневка, блоки, тали, юферсы, вант-клотни, коуши, утки, киповые планки, кнехты.
Корабельный блок - это специальный механизм, с помощью которого осуществляется подъём тяжестей или направление тяги. Простейший блок старинного корабля (судна) представляет собой овальный корпус из дерева или металла с одним или несколькими отверстиями, в которых находятся шкивы, вращающиеся на оси.
Блок одношкивный
![]() |
Самшит | 3 мм 6 мм 7 мм 8 мм 9 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 10 штук = порядка 500 рублей на апрель 2024 года
Блоки подробнее... |
|
Блок одношкивный
![]() |
Самшит | 2 мм 3 мм 5 мм 7 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 20 штук = порядка 260 рублей на апрель 2024 года. За 1 блок = 13 рублей.
Блоки подробнее... |
|
Блок одношкивный
![]() |
Самшит | 2 мм 5 мм 7 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 20 штук = порядка 260 рублей на апрель 2024 года. За 1 блок = 13 рублей.
Блоки подробнее... |
|
Блок двушкивный
![]() |
Самшит | 2 мм 5 мм 6 мм 7 мм 8 мм 9 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 10 штук = 570 рублей на апрель 2024 года Блоки подробнее... |
|
Блок трёхшкивный
![]() |
Самшит | 3 мм 4 мм 5 мм 6 мм 7 мм 8 мм 9 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 10 штук = 450-570 рублей на апрель 2024 года Блоки подробнее... |
Юферс - деревянные блоки без шкивов, имеющие вместо них три-четыре сквозных отверстия с желобами (кипами), служащими для проводки троса. В парусном флоте служили для обтягивания (набивки) стоячего такелажа. В настоящее время почти всюду заменены винтовыми талрепами.
Юферсы орех
![]() |
Юферсы самшит![]() |
2.5 мм 3.5 мм 5 мм 7 мм 9 мм 12 мм 15 мм 18 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 1 штука = порядка 20 рублей на апрель 2024 года.
Юферсы подробнее... |
Юферсы треугольные орех
![]() |
Юферсы треугольные самшит, груша
![]() |
2.5 мм 3.5 мм 5 мм 7 мм 9 мм 12 мм 15 мм 18 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 1 штука = порядка 20 рублей на апрель 2024 года.
Юферсы подробнее... |
Кофель-нагель — деревянный или металлический стержень с рукоятью и заплечиками на верхнем конце, вставляемый в гнездо кофель-планки для крепления и укладки на него снастей бегучего такелажа парусного судна.
Кофель-нагель орех
![]() |
Юферсы треугольные самшит, груша
![]() |
2.5 мм 3.5 мм 5 мм 7 мм 9 мм 12 мм 15 мм 18 мм |
Сделать самому или купить в интернет-магазине 1 штука = порядка 20 рублей на апрель 2024 года.
Юферсы подробнее... |
Для проводки тросов стоячего и бегучего такелажа, изменения направления тяги снастей и выполнения швартовных операций на судне ис¬пользуют следующие дельные вещи:
Рис. 338. Юферсы с тремя отверстиями: а - вант-юферс; b - вант-путенс-юферс.
Юферсы - особый вид блоков без шкивов, выполненных из твердых пород дерева и имеющих чечевицеобразную форму с тремя отверстиями и кипом по окружности. Применяют в талях для обтягивания стоячего такелажа: вант и фордунов (рис. 338).
Рис. 339. Штаг-юферсы, или штаг-блоки, для обтягивания штагов: а круглый; b - остропленный, железный; с - овальный.
Штаг-юферсы (штаг-блоки) - деревянные или железные шайбы с одним большим отверстием посредине и тремя неглубокими кипами для проводки троса. Предназначены исключительно для тяги штагов и ватер-штагов.
Вант-клотни - деревянные кружки с одним, двумя или тремя отверстиями и кипом по окружности. Крепят на нижних вантах для проводки бегучего такелажа (рис. 340).
Кофель-нагели - стержни из твердого дерева (оливкового, самшита) или металла длиной около 30 см. Вставляют в отверстия кофель-нагельной планки для крепления и укладки снастей бегучего такелажа (рис. 341, а).
Коуши - металлические кольца с кипом по окружности, круглые - для растительных тросов, продолговатые или копьеобразные - для металлических. Вставляют в кренгельсы тросов и стропы блоков для уменьшения трения тросов о скобы (рис. 341, b).
Утки — выточенные бруски из твердого дерева или отлитые из металла с двумя рогами. Устанавливают на внутренней стороне борта и палубе для крепления шкотов нижних парусов и триселей (рис. 341, с).
Киповые планки - специальные отливки, заменяющие клюзы там, где отсутствует фальшборт. Служат для проводки швартовов - концов, используемых для швартовок и перетяжек - передвижения судна по причалу с помощью перетягивания своих концов (рис. 342).
Якорные битенги - литые чугунные или стальные тумбы, связанные с судовым набором. Предназначены для уменьшения скорости вытравливаиия якорной цепи. Для этого на битенг укладывают несколько шлагов цепи. В голове битенга пропускают штырь - битенг-болт, не позволяющий цепи соскакивать с него (рис. .343).
Кнехты - парные тумбы, меньших размеров, чем битенги, укрепленные на металлическом основании. Служат для крепления швартовов (рис. 344).
Кофель-нагельные планки - утолщенные доски или металлические полосы с отверстиями, поставленные в местах крепления бегучего такелажа. В эти отверстия оставляли кофель-нагели, на которые и крепили снасти. В основном нагельные планки устанавливают с внутренней стороны фальшборта под нижними вантами и вокруг пяртнерсов мачт. В последнем случае нагельные планки укладывают на два или четыре столба - „нагельные” битенги.
Носовая поперечная нагельная планка была мощнее остальных и называлась „терпение”, из-за большого числа концов, закрепленных на ней. В „нагельных битенгах” были прорезаны шкив-гаты, в которых стояли шкивы для проводки снастей бегучего такелажа (рис. 345).
Раньше дельные вещи для проводки такелажа называли юферсами. Они были деревянными, с одним-тремя (иногда с семью) отверстиями. Существовали и анапуть-блоки, состоявшие деревянного бруса чаще всего с семью отверстиями.
Через эти отверстия протягивали лини, которые совместно образовывали своего рода паутину, поэтому блок еще называли „пауком” (рис. 346).
До середины XVIII в. использовали главным образом на торговых судах сердцевидные штаг-блоки, которые стояли на штагах.
Во второй половине XVII в. были введены круглые юферсы.
Коуши - деревянные кольца с кипом по окружности; в отличие от современных служили для проводки такелажа.
Рис. 347. Утки: а - обычная или простая; b - с „лапками”; с - „галс-утка"; d - „вант-утка”. 1 - „пятка”; 2 - траверза; 3 - лапки. Утки и нагели. Утки были похожи на современные, и их обычно называли простыми утками (рис. 347, а). Кроме них для крепления такелажа применяли и нагели такой же формы, как современные, и также называвшиеся кофель-нагелями.
Утки с „лапками” ставили для фока- и грота-шкотов, а на шканцах и для основного такелажа. Они состояли из нескольких деталей: нижней - основания пятки, прикрепленной к фальшборту, двух выступающих лапок и поперечины (траверзы) на них. На лапках крепили снасти (рис. 347, b).
„Галс-утки” устанавливали на бортах вертикально для крепления галсов (рис. 347, с).
Кофель-планки - подставки с нагелями, аналогичные современным.
Рис. 348. Якорный битенг. 1 - столбы; 2 - флортимберс; 3 - палубные бимсы; 4 - битенг-балка; 5 - подуш¬ка битенг-балки; 6 - кница битенг-балки; 7 - гачки битенг-балки; 8 - битенг- стандерс; 9 - обухи для крепления якорного каната при помощи стопоров.
Якорный битенг - устройство из двух мощных вертикальных столбов и поперечного бруса; стоял под верхней палубой, а основания его столбов доходили до киля; служил для крепления якорного каната или другого мощного троса (рис. 348).