ПАРУСНЫЕ КОРАБЛИ - САМЫЕ КРАСИВЫЕ И ЗНАМЕНИТЫЕ!

Вид бесшумно скользящего по волнам белоснежного корабля вряд ли оставит кого-нибудь равнодушным!
8-906-703-03-16

ПАРУСНЫЙ КОРАБЛЬ УДИВИТЕЛЬНО КРАСИВ!

Для тех, кто интересуется историей парусного флота, кто влюблен в море и склонен к романтике...
8-906-703-03-16

МОДЕЛИ ПАРУСНЫХ КОРАБЛЕЙ - КУПИТЬ, ЗАКАЗАТЬ...

Персональный сайт мастера судомоделиста Михаила Молчанова.
К-446. Ракетный подны крейсет стратегического назначения

Парус корабля

Парус корабл - это полотнище из грубой плотной ткани (парусины), воспринимающий давление ветра, и использующие эту энергию для движения судна.

Человек издавна использовал силу ветра, особенно при плавании на своих парусниках по рекам и морям. Ветер, раздувая паруса, помогал двигаться вперед более ускоренно. Плавание под парусом было очень выгодным! Используя силу природы ветра, элементарные законы физики, суда достигали своих конечных точек маршрутта гораздо быстрее, чем те, которые двигались без паруса.

При этом, форма паруса существенно влияла на скорость и направление корабля. Практика плавания показала, что более выпуклый парус создавал большую "подъемную" силу и был более предпочтителен, чем те паруса, которые имели другую иную форму.

Паруса крепились на мачтах и реях.

В древности суда имели только одну мачту с одним парусом. Позже на кораблях и судах увеличивается число матч и парусов. В более позднее время, с конца 19-го века, стали встречаться крупные парусные суда с четырьмя, пятью, а иногда и с семью мачтами. Мачтам и парусам давались названия.

Совокупность всех парусов называют парусным вооружением судна.

Основные виды парусов:

В парусном флоте были два основных вида парусов: прямые и косые. Прямые паруса ставят поперек судна, а косые – вдоль его диаметральной плоскости.

Прямые паруса. Прямыми парусами вооружаются большие и средние суда, предназначенные для морских плаваний. Представляют собой четырехугольные полотнища прямоугольной или трапециевидной формы. Благодаря своей большой площади они придают судну высокую скорость, однако такие паруса не способствуют маневренности. Ведь они крепятся к реям, поднимающимся на мачтах поперек судна, и такое положение даже при боковом ветре делает лавирование трудным, а при встречном ветре вообще невозможным. Судно под прямыми парусами способно идти в сторону ветра под углом максимум в 70 градусов.

Прямые паруса. 1— бом-кливер; 2— кливер; 3— фор-стеньги-стаксель; 4— фор-стаксель — штормовой парус; 5 — фок — нижний парус на фок-мачте; 6 — фор-марсель; 7 — форбрамсель; 8 — крюйсель — четырехугольный парус; 9 — грот; 10 — грот-марсель нижний; 11 — грот-марсель верхний; 12 — бегин (бизань); 13 — крюйс-марсель нижний; 14 — крюйс-марсель верхний.

Прямые паруса своей верхней стороной крепятся к рею. Нижняя сторона, обычно несколько изогнутая кверху, с помощью шкотов и галсов прикрепляется к нижележащему рею или палубе судна. Прямые паруса легко крепить, ставить и брасопить, нетрудно делить на меньшие. Они широко распространены, но лавировать судну с ними неудобно. Наименьший угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью в носовой части судна равен примерно 67°.

В зависимости от рея, к которому прикреплен парус, различают: фок, фор-марсели (нижний и верхний), фор-брамсели (нижний и верхний) и фор-бом-брамсель; грот, грот-марсели (нижний и верхний), грот-брамсели (нижний и верхний) и грот-бом-брамсель; бизань, крюйсели (нижний и верхний), крюйс-брамсели (нижний и верхний) и крюйс-бом-брамсель. Прямые паруса раньше устанавливали и на блинда-стеньге (бом- блинда-бовен), а также на блинда- и бом-блинда-реях (блинд под буш¬притом и бом-блинд под утлегарем). Интересно отметить, что блинд и бом-блинд имели каждый по два или три отверстия для стока воды, попадавшей на парус.

Фок, грот и бизань называют нижними, или штормовыми, паруса¬ми, остальные же — марсели, брамсели и бом-брамсели — верхними. Римляне ставили марсель над гротом, причем иногда его делали треугольным и привязывали к маленькому рейку или к мачте. В последнем случае он мог быть либо целым, либо из двух половин.

Косые паруса, устанавливаемые вдоль диаметральной плоскости судна, имеют треугольную или трапециевидную форму; их площадь меньше, чем прямых парусов. Косые паруса не позволяют судну развить высокую скорость, зато способствуют его хорошей маневренности. Вооруженное косыми парусами судно способно идти в сторону ветра при угле всего в 20 градусов! Такое парусное вооружение позволяет лавировать в архипелагах островов и вдоль изрезанной бухтами и проливами береговой линии. Из-за хорошей маневренности этого вида парусов полностью ими вооружаются обычно небольшие и совсем малые суда прибрежного плавания.

Косые паруса подразделяются: латинские - имеют треугольную форму; длинной стороной они прикреплены к рее, косо поднимающейся на мачту; растягиваются такие паруса при помощи шкота, прикрепленного к оставшемуся свободным углу паруса; гафельные - трапециевидные, верхней стороной прикрепленные к рее, косо поднятой на мачте, нижней стороной – к рее, находящейся в горизонтальном положении; а одной из вертикальных сторон гафельные паруса крепятся к самой мачте. бермудские - треугольные; их передний край растянут по мачте, а нижний – по гику (короткой рее).

Косые паруса, в свою очередь, делят на латинские, гафельные, кливера и стаксели.

Косые паруса. 1 — бом-кливер; 2 — кливер; 3 — фока-стаксель; 4 — грот-бом-брам-стаксель; 5 — грот-брам-стаксель; 6 — грот-стень-стаксель; 7 — грот-стаксель; 8 — бизань-брам-стаксель; 9 — бизань-стень-стаксель; 10 — бизань-стаксель; 11 — бизань.

На многих парусных судах (барки, баркентины, бригантины и шхуны.) используется смешанное парусное вооружение. Прямые паруса дает судну скорость, а косые паруса повышают маневренность.

К подобным судам со смешанным вооружением относятся как большие – барки и баркентины, так и средние – бригантины и шхуны. А соотношение на этих судах объема прямого и косого вооружения определяется назначением каждого конкретного типа судна: на одних больше прямых парусов, на других – больше косых. Но и тяжелым кораблям, оснащенным для скорости только прямыми парусами, иногда бывает необходимо хоть небольшое увеличение маневренности.

С 18-го века используется дополнительное косое вооружение – кливера, которые имеют треугольную форму и ставятся между фок-мачтой (передней мачтой) и наклонным бушпритом; их малая площадь не позволяет идти против ветра, но несколько облегчает поворотливость носа судна, что бывает полезно при выполнении разворота в море или лавировании при входе в порт.

На больших кораблях для усиления действия кливеров используют еще стаксели – такие же небольшие треугольные паруса, но натягиваемые между мачтами.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПАРУСОВ.

Паруса разделяют в зависимости от их формы и места крепления. По форме различают прямоугольные, трапециевидные и треугольные паруса, а в зависимости от места крепления — паруса, верхний край которых крепится на рее, паруса, одна из сторон которых крепится на мачте, и паруса, у которых одна из сторон крепится на тросе.

На рисунке. Прямые паруса:
а - комплект прямых парусов I — обычный с одним марселем.
1 - грот; 2 - марсель; 3 - брамсель; 4 — верхний брамсель.
II — с нижним и верхним марселями.
1 — грот; 2 — нижний марсель; 3 — верхний марсель; 4 — нижний брамсель; 5 — верхний брамсель; 6 — бом-брамсель;
B - комплект парусов судна Х1Х-ХХ вв. 1 — фор-стеньга-стаксель; 2 — средний кливер; 3 - кливер; 4 — бом-кливер;
5 — фок; 6 — нижний фор-марсель; 7 - верхний фор-марсель; 8 - нижний фор-брам- сель; 9 — верхний фрр-брамсель; 10 — фор-бом-брамсель; 11 — фор-трюмсель;
12 — грот; 13 — нижний грот-марсель; 14 — верхний грот-марсель; 15 — нижний грот-брамсель; 16 — верхний грот-брамсель; 17 - грот-бом-брамсель; 18 — грот- трюмсель; 19 — грот-мунсель (небольшой парус применявшийся иногда на боль¬ших парусных судах) ;
20 - бизань; 2 1 — нижний крюйсель; 22 - верхний крюй- сель; 23 — нижний крюйс-брамсель; 24 — верхний крюйс-брамсель; 25 — крюйс- бом-бпамсел ь; 26 — крюйс-трюмсель; 27 — контр-бизань; 28 — фор-ундер-лисель; 29 — фор-марса-лисель; 30 — фор-брам-лисель; 31 — фор-бом-брам-лисель.

Латинские паруса (косые паруса). Эти паруса, треугольные по форме, привязывают к рею (рю) длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Они, в отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, а именно под углом до 20°. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань.

Тот или иной парус ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на „фортуна ”- рее поднимали прямой - штормовой - парус.

До конца XVIII в. на судах с прямыми парусами бизань-мачта несла латинскую бизань. Начиная с середины XVIII в. применяют бизани двух форм: традиционной треугольной (так называемая бизань француз¬ского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной, - на мачте (бизань английского типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель.

Парусина для изготвления парусов. Паруса шьют из льняных, пеньковых или хлопчатобумажных тканей. У последних только поперечные нити хлопчатобумажные, продольные (основа) - пеньковые. Насчитывается пять разновидностей этих тканей: „катун” (для парусов шебек и малых судов), двойной „катун” для марселей и судовых тентов, простой обычный „катун” для шлюпок, простой „катун” для шебек и „катун” с маленькими белыми и синими квадратами для палаток и занавесей.

Иногда применяли парусину „мелистух”. Ее изготовляли в Бофорте и Ожерсе в департаментах Майенн и Луаре. Существовало два сорта ткани: тонкая и более легкая шла для брамселей, стакселей и кливеров, а более грубая и прочная - для марселей, нижних стакселей и т. п.

Парусина для парусов всегда была светло-серая.

Изготовление парусов для настольных моделей. Паруса для моделей обычно изготовляют из плотней и тонкой хлопча-тобумажной ткани'. Ее предварительно вымачивают, чтобы удалить отделочные вещества - аппретуру. Затем по чертежам из плотной бумаги вырезают шаблоны парусов, иглой накалывают их на ткани, растянутой и укрепленной кнопками на доске, карандашом обрисовывают контуры парусов с припуском на подшивку.

Вырезав ткань, подгибают края и мелкими стежками прострачивают на швейной машине. Затем к краям паруса вручную терпеливо пришивают тонкий шнурок - ликтрос. Присоединение к парусу соответствующих бантов, боутов и сезней не представляет особых трудностей. Для того чтобы придать светло-серую окраску парусам, их следует опустить в воду, слегка окрашенную серой анилиновой краской. Следует помнить, что только американские клипера несли белые хлопчато¬бумажные паруса.



  • Паруса. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 247 - 270. Классификация парусов: Гафельные паруса. || Кливера || Стаксели || Добавочные паруса || Штормовые паруса || Детали прямых парусов || Старинные паруса || Шпрюйты булиней || Детали латинских парусов || Детали гафельных парусов || Парус для моделей || Бонеты (на парусах)

  • Это далеко не полное описание всех частей, применяемых на кораблях и парусных судах...