Детали прямых парусов. Паруса состоят из нескольких параллельных полотнищ парусины, наложенных внакрой и сшитых друг с другом двойным швом. Расстояние между швами составляет 2—3 см.
Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трое, называемый ликтросом. Верхний край паруса, который привязывают к рею, называют верхней шкаториной или „головой”, боковые вертикальные края - боковыми шкаторинами и нижний край - нижней шкаториной, или „подошвой”.
Верхние углы паруса называют ноковыми. а нижние углы - шкотовыми.
Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Из последних отметим стоплат - нашивку с лица (лицом у прямых парусов называется сторона, обращенная к корме, а изнанкой - к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону, обращенную к левому борту, а лицом - к правому). марселя, служившую для предохранения парусины от перетирания о марс и салинг. Шкотовые и ноковые углы, а также ликтрос дополнительно обшивают кожей.
Детали прямых парусов: а - нижний, или штормовой, парус; b - марсель
1 - парусина после взятия рифов; 2 - подшивка; 3 - верхняя шкаторина; 4 - боковые шкаторины; 5 - нижняя шкаторина; 6 - ,,ноковый изгиб”; 7 - шкотовый угол; 8 - ликтрос; 9 = боуты; 10 - парусина, убираемая при взятии соответствующего рифа (1, 2-го и т. д.) ; 11 - риф-банты; 12 - риф-сезни; 13 - ноковый кренгельс; 14 - ,,кость”; 15 - риф-кренгельс для риф-шкентеля или штык-болта; 16 - кренгельс риф-талей; 17 - кренгельс для шпрюйта булиня; 18 - стоплат.
Рифами называют горизонтальные ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. Чтобы укрепить парус в районе прохода риф-сезней, на него параллельно нижней шкаторине нашивают полосу парусины - риф-бант с отверстиями - риф-гатами. Продевать риф-сезень в риф-гаты нужно так, чтобы половина висела с одной стороны паруса, а половина с другой; чтобы риф-сезень не выскочил из риф-гата, на нем с обеих сторон делают по узлу. На боковых шкаторинах паруса напротив риф-бантов ставят риф-кренгельсы, через которые проводят штык-болты - концы; с их помощью при взятии рифов боковые шкаторины паруса подтягивают к рею и крепят новые ноковые углы.
Рис. Типы шкотовых углов:
а - с кренгельсом и бензелем (ликтрос паруса обхватывает кренгельс);
b - с кренгельсом и стропом (для гафельных парусов и кливеров);
с - с рымом;
b - с „очками”.
При взятии рифов парусину между реем и соответствующим риф-бантом закатывают, и получившийся рулон обвязывают риф-сезнями. Такой прием взятия рифов сохранился до настоящего времени. Существует и другой способ, возникший в конце XIX в. на военных судах. Этот прием, названный по имени его изобретателя приемом Бепегвика, состоит в том, что через риф-гаты на риф-банте проводят проводник - линь, который вокруг двух соседних риф-гатов образует петли через риф-гат. На леере рея через определенные расстояния поставлены так называемые риф-замки с клевантом и одним или двумя отверстиями.
Взятие рифов по способу Белегвика: а - проводка через риф-гаты одного линя; b - проводка двух линей.
Подобрав парусину до соответствующего рифа, риф-замок пропускают в петлю проводника и закрывают на клевант. Такой способ позволяет добиться одинакового натяжения парусины но всему риф-банту.
Нижние паруса имели один или два рифа, марсели - три или четыре и гафельные паруса - один или два.
Риф-кренгельсы представляют собой кольца или петли из троса, заделанные в ликтрос или подвязанные к люверсам паруса. На парусе имеются еще кренгельсы в ноковых углах для риф-талей, шпрюйтов или анапутей булиней.
Заметим, что часть ликтроса между кренгельсом нокового угла и риф-кренгельсом называют „костью” (по-итал. - osso).
По верхней шкаторине паруса проходят люверсы, через которые продевают небольшие отрезки линя - реванты, служащие для крепления паруса к лееру рея.
Парус, положенный на рей, крепят небольшими кончиками, так называемыми обносными сезнями, в свою очередь подвязанными к лееру рея. Рубашку уложенного паруса закрепляют треугольным куском парусины, подвязанным к середине рея.
Крепление прямого паруса к рею: а - крепление верхней шкаторины.
1 - рей; 2 - верхняя шкаторина паруса; 3 - леер рея; 4 - люверсы; 5 - бензели.
b - крепление кренгельса нокового угла.