Смотри рисунок 1. Мачта.
Смотри рисунок 1. Стеньга.
Стеньги. Так как мачты достигали большой высоты (60 м и более) при толщине нижней части до 1 м, то мачты были составными из частей. Каждая следующая составная часть мачты называлась СТЕНЬГОЙ (СТЕНЬГА). Мачта из 4-х частей: собственно мачта (нижняя часть), стеньга (второй ярус мачты), брам-стеньга (третий ярус) и бом-брам-стеньга (четвёртый ярус). Смотри рисунок.
Стеньги на фок-мачте: 5 - фор- стеньга; 6 — фор-брам стеньга; 7 - фор-бом-брам-стеньга; 8 — фор-трюм-стенга; 9 - флагшток фор-трюм стеньги.
Стеньги на грот-мачте: 10 — нижняя грот-мачта; 11 - грот-стеньга; 12 — грот брам-стеньга; 13 - грот-бом-брам-стеньга; 14 - грот-трюм-стеньга; 15 - флагшток грот трюм-стеньги.
Стеньги на бизань-мачте: 17 — крюйс-стеньга; 18 — крюйс-брам-стенга; 19 - крюйс-бом брам-стеньга; 20 - крюйс-трюм-стеньга; 21 - флагшток крюйс-трюм стеньги.
номер на рисунке | 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля) |
2-грот-мачта (средняя часть корабля) |
1-фок-мачта (передняя часть корабля) |
23-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса) |
Стеньги |
16 - нижняя бизань-мачта; 17 - крюйс-стеньга; 18 - крюйс-брам-стеныэ; 1 9 - крюйс-бом брам-стеньга; 20 - крюйс-трюм-стеньга; 21 - флагшток крюйс-трюм стеньги. |
10 - нижняя грот-мачта; 11 - грот-стеньга; 12 - грот брам-стеньга; 13 - грот-бом-брам-стеньга; 14 - грот-трюм-стеньга; 15 - флагшток грот трюм-стеньги. |
5 - фор- стеньга; 6 - фор-брам стеньга; 7 - фор-бом-брам-стеньга; 8 - фор-трюм-стенга; 9 - флагшток фор-трюм стеньги. |
- |
К мачте - обычно спереди - крепится ее вторая часть - "стеньга". Стеньга потоньше и полегче мачты. Все части, чем выше, тем заметнее уменьшаются в размерах. Тяжесть должна оставаться внизу, чтобы корабль не перевернулся - принцип "ванька-встанька" (метацентрическая высота - чем ниже центр тяжести, тем устойчивее корабль).
К стеньге крепится третью часть - "брам-стеньга". Слово "брам" в рангоуте и в парусах всегда означает "третий".
Четвертая часть мачты называется - "бом-брам-стеньга" ("бом-брам" означает "четвертый").
Название пятой части "трюм-стеньга".
Устройство мачты: 1 - нижняя мачта (колонна), 2 - цапфа, 3 - железные бугели, 4 - чиксы, 5 - лонг-салинги, 6 - краспицы, 7 - эзельгофт, 8 - стеньга, 9 - брам-стеньга, 10 - бом-брам-стеньга, 11 - флагшток, 12 - клотик, 13 - вулинг, 14 - деревянный бугель, 15 - шкало, 16 - крепление шкало, 17 - вязка вулинга.
Рис. 268. Основные части мачты;
а - нижняя мачта, ствол.
1 - цапфа шгюра; 2 - часть мачты под палубой; 3 - часть мачты над палубой; 4 - ахт- канты; 5 - топ; 6 - цапфа для эзельгофта;
b - стеньга.
1 - цапфа шпора; 2 - шлаг- товная дыра; 3 - шкив-гат со шкивом для стень-вынтрепа;
4- шпор; 5 - ахтканты; 6 - топ; 7 - цапфа для эзельгофта; 8 - шкив-гат со шкивом для марса-фала;
с - брам-стеньга.
1- цапфа шпора; 2 - шлаг- то а мая дыра, 3 - шпор; 4 - шкив-гат со шкивом для брам-стень-вынтрепа; 5 - шкив-гат со шкивом для брам-фала; 6 - ахтканты;
7- шкив-гат со шкивом для бом-брам-фала; 8 - шкив-гат со шкивом для трюм-фала;
9 - брам-стеньга; 10 - бом- брам-стеньга; 11 - трюм- стеньга; 12 - флагшток; 13- клотик.
Рис. 269. Соединение нижней мачты со стеньгой.
I - нижняя мачта; 2 - стеньга; 3 - топ мачты; 4 - шпор стеньги; 5 - ахтканты; 6 - чиксы; 7 - болгы чиксов;
8 - лонга-салинги; 9 - краспицы; 10 = нижний рей;
II- бейфут рея; 12 - обой-ма бейфута; 13 = калвы; 14 = нижний марса-рей; 15 - бейфут нижнего марса-рея; 16 - эзельгофт; 17 - опор-ная штанга; 18 - шлагтов; 19 - марс.
Назначение лонга-салингов и краспиц - поддерживать стеньгу и марс. Чтобы предохранить огоны вант от перетирания острыми краями лонга-салингов, на них устанавливали бруски дерева, имеющие форму четверти круга. Эти бруски называли мачтовыми подушками, или калвами (рис. 269).
Стеньги. Часть стеньги между лонга-салингами и эзельгофтом называется шпором На нижнем конце шпора имеется цапфа квадратного сеченил, которая находится между лонга-салин- гами.
В шпоре прорезано квадратное отверстие - шлагтовная дыра - для специяпьной чеки - шлагтова, выступавшие части которого лежали на лонга-салингах и поддерживали стеньгу. Кроме этого, в шпоре стеньги обычно вырезают наклонное прямо-угольное отверстие - шкив-гат, где помещается шкив. Через него проходит стень-вьштреп, предназначенный для подъема и спуска стеньги.
В ее Берхней части имеются ахтканты, на верх¬нюю часть которых опирается салинг стеньги, также состоящий из лснга-салингов и краспиц.
В ахткантах стеньги есть шкив-гат со шкивом для прохода фала верхнего марса-рея. Выше ахткант возвышается топ стеньги, заканчивающийся цапфой, на которую надевают эзельгофт (см. рис. 268, b).
Рис. 271. Стеньги на мачтах старинных судов:
а - стеньга на мачте судна XVII в.; b - стеньга на части мачты судна XVIII в.
1 - нижняя мачта; 2 - цапфа шпора; 3 - шкало; 4 - железный бугели; 5 - вулинги, крепящие шкало; 6 - чиксы; 7 - лонга-салинги; 8 - краспицы; 9 - топ; 10 - эзельгофт; 11 - шпор стеньги; 12 - шлагтов; 13 - стенга; 14 -брам-стеньга; 15 - бом-брам-стеньга; 16 флагшток; 17 - клотик.
Сгеньги. Нижний конец стеньги имел квадратное сечение, и в нем была прорезана шлагтовная дыра для установки шлагтова. В шпоре стеньги находился шкив-гат со шкивом для проводки стень-вынтрепа. В верхней части стеньги у верхнего края ахткант ставили лонга-салинги и краспицы (см. рис. 271, а и b).
Непосредственно под салингом находился шкив-гат со шкивом, через который проходил марса-фал. Верхняя часть стеньги оканчивалась гопом, на конце которого находилась цапфа квадратного сечения для установки эзелыофта.
Брам-стеньги. По устройству они не отличались от стеньг. Нижний конец брам-стеньги имел шпор квадратного сечения; верхний оканчивался флагштоком с клотиком. Было место и для установки вант и фордунов (см. рис. 271, а и b).
Блинда-стеньга. Вначале ее выполняли из одной детали и лишь со второй половины XVII в. - из двух.
Блинда-стеньгу крепили на конце бушприта при помощи кницы. Вертикальная часть кницы имела квадратное сечение, как и топ мачты, и на ее конце находилась цапфа тоже квадратного сечения для установки эзельгофта.
Блинда-стеньга (называемая также бушприт- стеньгой) была выполнена, как брам-стеньга. Основание шпора блинда- стеньги было квадратным, чтобы его можно было установить между чонга-салингами и краспицами.
На шпоре имелось квадратное отверстие для установки шлагтова.
Лонга-салинги крепили у основания вертикальной части кницы. Верхняя часть блинда-стеньги имела шкив-гат со шкивом, через который проходил бовен-блинда-фал.
Блинда-стеньга оканчивалась флагштоком, на котором поднимали „бушпритный” флаг. На верхнем конце флагштока устанавливали клотик (рис. 274).
Во второй половине XVII в. на блинда-стеньгу ставили блинда-брам-стеньгу (бушприт-брам-стеньгу), которую прикрепляли при помощи салинга и эзельгофта и выполняли, как обыкновенную брам-стеньгу.
Блинда-брам-стеньга несла не парус, а только „бушпритный” флаг. С середины XVIII в. блинда-стеньгу не ставят и на бушприте остается только флагшток.