Реи

Реи - деревянные балки, призмообразной формы в средней, а по краям - конусообразные. Они служат для постановки прямых парусов, прикрепляемых к ним своей верхней шкаториной.

Реи подвешивают к мачтам за середину горизонтально палубе. Реи на нижних мачтах одиночные, их называют нижними реями. К этим реям относятся фока-, грота- и бегин-рей.

 

 

Рис. 287. Старинные реи: а - до XVI в., состоящий из двух половин; b - XVI- XVIII вв.

I - составной нижнии рей; II и III - малые реи на двух наложенных друг на друга половинок.

1 - тело; 2 - фиши; 3 - „руки”; 4 - ноки; 5 - фишерсы; 6 - железные бугели.

 

 

 

Смотри рисунок 1. Реи - "палка о двух концах". Позиция: 27-47

номер на рисунке 3-бизань-мачта
(корма-задняя часть корабля)
2-грот-мачта
(средняя часть корабля)
1-фок-мачта
(передняя часть корабля)
23-бушприт
(носовая часть корабля за пределами корпуса)
Реи
"палка о двух концах"

41 - бегин-рей;
42 - нижний крюйс-марса-рей;
43 - верхний крюйс>марса-рей;
44 - нижний крюис-брам-рей;
45 - верхний крюйс-брам рей;
46 - крюйс-бом-брам-рей;
47 - крюйс-трюм-рей;

34 - грота-рей;
35 - нижний грот- марса-рeй;
36 - верхний грот-марса-рей;
37 - нижний грот-брам-рей;
38 - верхний грот-брам-рей;
39 - грот-бом-брам-рей;
40 - грот-трюм-рей.

27 - фока-рей;
28 - нижний фор-марса-рей;
29 - верхний фор-марса рей;
30 - нижний фор-брам-рей;
31 - верхний фор-брам-рей;
32 - фор-бом-брам рей;
33 - фор-трюм-реи.
-

Реи на стеньгах и брам-стеньгах - марса-реи и брам-реи - могут быть и одиночными, и парными. В последнем случае различают нижние и верхние марса- и брам-реи.

К марса-реям относят нижние и верхние грот-марса-реи, фор-марса-реи и крюйс-марса-реи. Их применяли и на старинных судах, только грот-марса-рей был введен позднее.

К брам- реям относят нижние и верхние фор-брам-реи, грот-брам-реи и крюйс- брам-реи. Заметим, что в Англии и Германии верхние брам-реи, т. е. бом-брам-реи, как и бом-брам-стеньги, раньше называли королевскими. Обычно бегин-рей не нес паруса, чтобы не мешать бизани.

На бушприте ставили рей с прямым парусом - блинд. Сам же рей называли блинда-реем. В конце XVI - начале XVII в. на бушприте устанавливали маленькую мачту - блинда-стеньгу с небольшим блинда-стень-реем. Примерно с середины XVIII в. вместо блинда-стеньги ставят утлегарь с небольшим реем - бом-блинда-реем.

Для достижения необходимых углов разноса ватер-штагов под эзельгофтом бушприта, почти вертикально вниз, ставили рангоутное дерево - мартин-гик. Его верхний конец был раздвоен. С появлением кливеров от парусов на блинда- и бом-блинда-реях отказались, поэтому по обеим сторонам от форкастеля ставили вместо реев лишь два горизонтальных выстрела - боканца для проводки бакштагов утлегаря и бом-утлегаря.

ДЕТАЛИ РЕЕВ

Раньше, вплоть до XV в., реи изготовляли цельными или из двух половин, которые большей своей частью накладывали друг на друга и скрепляли тросовыми вулингами.

Позднее реи стали делать составными из нескольких обтесанных и подогнанных брусов, сблоченных друг с другом. Сперва только грота- и фока-реи были составными, но с увеличением размеров судов составными начинают выполнять и другие реи.

Средняя часть рея была восьмигранной формы и толще остальных. На грани этой части, соприкасавшейся с мачтой, для защиты от трения накладывали боковые наделки - фиши. По обе стороны от средней части, так называемого тела (по-итал. согро), протягивали две „руки” (по-итал. bгаса), оконечности которых называли ноками.

Рис. 288. Детали ноков марса- и брам-реев старинных судов. Ноки отделялись от остальной части рея утолщениями - заплечиками, или фишерсами (рис. 287). К последним крепили ноковый угол паруса. Марса-реи имели до четырех фишерсов на каждом ноке для крепления ноковых углов соответствующих риф-бантов, так как марсели могли иметь до трех рядов рифов (рис. 288).

С появлением лиселей на ноках реев начали устанавливать железные бугели для проводки и крепления лисель-спиртов.

 

 

Рис. 289. Детали реев с ноковыми бугелями для поддержки лисель-спиртов : а - нок рея XVI в.; b - нок рея XVII в. с поворотным бугелем; с - нок рея XVIII в. c поворотным бугелем.

Иногда ноковые бугели оканчивались вертикальным поворотным кольцом, облегчавшим постановку лисель-спирта. Вторые бугели - третные - ставили приблизительно на ¹/3 половины длины рея, чтобы проводить и поддерживать внутренний конец лисель-спирта (рис. 289).

Конструкция реев современных парусных судов аналогична конструкции старинных реев. Средняя часть нижних реев и марса-реев обычно призмообразная, для их предохранения от трения о мачту ставят фиши.

Ноки реев отделяются от остальной части и несут ноковый бугель с обушками для крепления топенантов и брасов. Рядом с ноком находится шкив-гат со шкивом, через который проходит шкот верхнего паруса. На концах ноков реев и на расстоянии ¹/3 половины длины рея ставят бугели для лисель-спиртов.

 

 

Рис. 290. Рей судна начала XIX в.:
а – составной нижний; b - брам-рей.
1 – тело; 2 – фиши; 3 – „руки”; 4 – железные бугели; 5 – леер; 6 – перты; 7 – ноковмй бугель для лисель-снирта; 8 – фал рея; 9 – бейфут; 10 – нок рея.

Вдоль рея снизу и сверху его находятся обушки для крепления пертов и леера для подвязывания паруса (рис. 290). Даже если рангоут металлический, брам- и бом-брам-реи выполняют из дерева. Ноки всех реев обычно деревянные.

 

ЛИСЕЛЬ-СПИРТЫ И ЛИСЕЛЬ-РЕИ

Рис. 292. Лисель-спирты судна XVII в.

В конце XVII в. по бокам от прямых парусов начали ставить добавочные паруса – бонеты, позднее названные лиселями.

Лисели у нижних парусов называли ундер-лиселями. Их верхняя шкаторина крепилась к маленькому рею, который шел над грота- реем и назывался марса-лисель-спирт (рис. 292).

Нижняя шкаторина ундер-лиселя при помощи ундер-лисель-спирта удерживалась на определенном расстоянии от борта судна. Ундер-лиссль- спирт гаком закладывался в обух у борта судна и крепился при помощи двух тросов – „лисель-вант”, один из которых шел к носу, а другой к корме.

 

 

 

 

 

Рис. 293. Лисель–спирты и лисели судна XVIII в.
1 – грот; 2 – грот-марсель; 3 – грот-брамсель; 4 – грот–бом–брамсель; 5 – грот- ундер-лисели; 6 – грот-марса-лисели; 7 – грот-брам-лисели; 8 – ундер–лисель–спирты; 9а – марса–лисель–спирты; 9b – брам–лисель–спирты; 9с – бом–брам–лисель–спирты.

Лисели, которые ставили добавочно к марселям и брамселям, крепили к маленьким реям - лисель-спиртам, а внизу растягивали соответствующими нижними лисель-спиртами (рис. 293).

Иногда лисели ставили и на бизань-мачте.

На современных парусных судах постановка лиселей обычно не предусматривается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КРЕПЛЕНИЕ РЕЕВ К МАЧТАМ

К мачтам реи подвешиваются при помощи бейфутов, которые должны удерживать реи на достаточном расстоянии от мачт, чтобы ванты не мешали их брасопить (поворачивать).

Рис. 298. Бейфуты или Ракс-бугели (тросовые бейфуты) старинных судов: а – с тремя рядами клотов;
b – с двумя рядами клотов;
с – нижнего рея;
d – английского типа;
е – брам-рея;
f – бастард рю галеры.
1 – ракс-клоты; 2 – ракс-слизы; 3 – ракс-тросы; 4 – концы ракс-тросов; 5 – крен-гельс; 6 – коуш.

Бейфут, который древние римляне называли anguina, представлял собой пояс, образованный несколькими шлагами троса. Впоследствии этот пояс был заменен деревянными точеными шариками – ракс-клотами, кораллами или патерностерами (четками), насаженными на два или три параллельно идущих троса. Последние удерживались в определенном положении относительно друг друга при помощи вертикальных плоских деревянных пластин – ракс-слизов, поставленных между ракс-клотами. Сами же тросы, пропущенные через ракс–клоты и ракc-слизы, назывались ракс-тросами или ракс-бастардами, а трос, охватывающий рей и прижимавший его к мачте, в Италии называли drossa (рис. 298, а-b).

Существовали различные типы тросовых бейфутов или ракс-бугелей.

У нижних реев и марса–реев ракс-бугель был образован тремя рядами ракс–тросов с клотами (рис. 298, с). Средний ракс–трос на концах имел по коушу, а крайние – по одному кренгельсу. Бейфут устанавливали так, чтобы он огибал кормовую сторону мачты, как повязкой, а свободные концы крайних ракс-тросов, пропущенные через соответствующие коуши и кренгельсы, крепили на середине рея. Через юферс (юферсом называют деревянный блок без шкивов, в котором просверлены два или три отверстия для проводки соответствующего такелажа), установленный в середине бейфута, были пропущены два конца – фал и нирал ракс-бугеля.

Рис. 299. Бейфуты (они же Ракс–бугель) нижнего рея.
1 – ракс-бугель; 2 – мачта; 3 – рей; 4 – фал ракс-бугеля; 5 – нирал ракс-бугеля.

Они помогали управлять ракс–бугелем при спуске и подъеме рея (рис. 299). Так как нижние реи опускали и поднимали редко, то в XVIII в. ракс-бугель был заменен более простым бугелем английского типа (см. рис. 298, d). Он состоял из троса, обмотанного шкимушгаром и обшитого кожей, на одном конце которого находился крен-гельс. Ракс- бугель охватывал мачту, а ракс-трос, огибая рей и мачту, проходил через кренгельс и спускался вниз справа от мачты.

Рис. 300. Ракс–бугель английского типа на нижней мачте.
1 – ракс-бугель; 2 – мачта; 3 – рей; 4 – фал ракс-бугеля; 5 – нирал ракс-бугеля; 6 – бастард–блок; 7 – тали ракс-бугеля; 8 – вторые тали.

На конце троса находился блок, который вместе с другим блоком, установленным у пяртнерса мачты, образовывал тали. Эти ракс-тали, или бейфут-тали, служили для набивания и потравливания ракс-бугеля. Дополнительно заводили еще один трос, который огибал рей и мачту и набивался с помощью других талей, поставленных с противоположной стороны мачты. Английский ракс-бугель имел фал и нирал (рис. 300).

Ракс-бугель брам-реев был почти таким же, как бугели нижних реев: на нем было два ракс-троса с клотами. Оба ракс-троса были соединены с одной стороны и образовывали кренгельс. Ракс-бугель огибал мачту, затем ракс-тросы двумя-тремя шлагами охватывали рей, и, пройдя через кренгельс, крепились. Такой ракс-бугель применяли на нижних реях и марса-реях небольших судов (см. рис. 298, е).

 

 

 

 

 

 

Рис. 301. Ракс-бугель бизань-рю.

Ракс-бугель бизань-рю также состоял из двух ракс-тросов с клотами.

С одной стороны оба ракс-троса сплетались в один конец и крепились на юферсе, а с другой - они огибали рей, проходили через упомянутый юферс и крепились на двухшкивном блоке (рис. 301). Другой блок находился у мачты на шканцах и вместе с первым образовывал ракс-тали.

 

Рис. 302. Ракс-бугель блинда-рея и бом-блинда-рея.

Ракс-бугели блинда-рея и бом-блинда-рея представляли собой особые тросовые стропы (рис. 302). Ракс-бугели на галерах- бастарды – состояли из трех ракс-тросов с клотами, но без ракс-слизов (см. рис. 298, f) В XIX в. в изготовление ракс-бугелей постепенно вводят различные новшества, но до конца столетия применяют в основном простые бугели. На современных парусных судах бейфуты нижних реев могут быть разного типа.

Бейфут со стропами из цепей – цепной бейфут (рис. 303) – по проводке почти полностью повторяет упрощенный тросовый ракс-бугель. Железный бейфут состоит из бугеля, закрепленного на мачте ниже чиксов, который с помощью вертлюга со штырем и рогообразной соединительной планки соединен с двумя бугелями, установленными на рее.

Сам рей висит на особой цепи – борге, один конец которой крепится посредине рея на бугеле, а второй — под салингом (рис. 304). На стальных мачтах применяют только металлические бейфуты (рис. 305).

Бейфутов марса-реев насчитывается пять типов.

Первый тип – простой марса-бей-фут состоит из двух стропов, соединенных друг с другом, оклетневанных шкимушгаром и обшитых кожей. Он может быть выполнен из стальных концов или цепей (рис. 306, а).

Марса-бейфут второго типа состоит из одного ряда ракс-клотов, насаженных на растительный или стальной трос и отделенных друг от друга попарно ракс-слизами.

Третий тип с шарнирной наметкой представляет собой деревянную наделку — ракс-кламп, укрепленную на задней стороне рея, с полукруглым гнездом для мачгы в середине. Гнездо закрывается полукруглой железной наметкой со штырем. Эта наметка может состоять и из клотов (рис. 307, b).

Четвертый тип — бейфут с муфтой — в основном применяется для верхних марса-реев, если на судне имеются двойные марсели (нижний и верхний). Муфта состоит из двух половинок цилиндра из твердого дерева, охватывающих мачту и заключенных в железную обойму, которая через вертлюг соединяется с бугелями, надетыми на рей. Муфта может быть и металлической, в этом случае ее изнутри обшивают кожей, что облегчает скольжение вдоль мачты. Бейфут этого типа вытеснил предыдущие (рис. 306, с).

Бейфут пятого типа представляет собой консолеобразную оковку. Он вращается вокруг штыря, установленного на передней стороне эзельгофта. При этом вместо цепного борга применяется металлическая опорная стойка, которая устанавливается под бейфутом и опирается на марс (см. рис. 304). Такой бейфут ставят на нижних марса-реях и нижних брам-реях. На брам- и бом-брам-реях устанавливают либо простой бейфут из двух стропов, обпштых кожей, либо бейфут с ракс-клампом и металлической наметкой или поясом из клотов (см. рис. 306, b и 307).

Бейфут гафеля. К усам пятки гафеля, которые охватывают мачту или трисель-мачту, крепят бейфут, образованный рядом клотов без ракс-слизов. Такой бейфуг позволяет гафелю перемещаться вдоль мачты и поворачиваться.

Бейфут бизань-гика. Кроме бейфута, аналогичного бейфуту гафеля, шпор гика может иметь металлическую оковку со штырем, позволяющую ему поворачиваться (см. рис. 296 и 297).

Рис. 303. Цепной бейфут. 1 – рей; 2 - цепной бейфут; 3 – скоба для крепления борта; 4 – леер; 5 – перты; 6 – блоки фала рея; 7 – обухи; 8 – подпертки.
Рис. 304. Железные бейфуты нижних реев и нижних марса-реев. 1 – нижняя мачта; 2 – стеньга; 3 – топ мачты; 4 – шпор стеньги; 5 – шлагтов; 6 – лонга-салинги; 7 – марс; 8 – путенс–ванты; 9 – бугель путенс-вант; 10 – скоба бугеля; 11 – чиксы; 12 – юферсы путенс-вант для крепления стень-вант; 13 – эзельгофт с отверстием для штыря бейфута марса-рея; 14 – бейфут марса-рея; 15 – опорная стойка рея, заменяющая борг; 16 – бейфут нижнего рея; 17 – бугель бейфута на мачте; 18 – бугели бейфута на нижнем рее; 19 – бугель с обухом для крепления борта; 20 – борг.

Рис. 306. Бейфуты марса-реев: а простой бейфут. 1 – рей; 2 – мачта; 3 – бейфут; b — бейфут с шарнирной наметкой. 1 - „ракс-кламп”; 2 - бугели; 3 - рей; 4 – леер для крепления верхней шкаторины паруса; 5 – леер для подвязывания подпертков; 6 – железная наметка; с - бейфут с ,,муфтой” для верхнего марса-рея. 1 – рей; 2 – мачта; 3 - деревянная муфта; 4 – железная обойма; 5 – соединительная планка бейфута; 6 - бугели бейфута на рее.

 

Рис. 307. Простые бейфуты бра-реев и бом-брам-реев.
1 – рей; 2 – мачта; 3 – бейфут; 4 – леер; 5 – перты.

 

ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАЧТ И РЕЕВ НАСТОЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ

Мачты и реи настольных моделей в основном выполняют из еловых или сосновых реек квадратной формы. Края реек обрабатывают рубанком, а затем рашпилем и напильниками. Сперва удаляют грани, а затем заготовке постепенно придают суживающуюся к концам форму. После этого шкуркой окончательно обрабатывают поверхности (при этом шкурку держат двумя руками, а заготовку зажимают) . Надо иметь в виду, что верхняя часть мачты — топ - должна иметь квадратную форму.

Вулинги на мачты накладывают так, как показано на рис. 262; металлические оковки выполняют из тонких латунных полосок, а еще лучше — из латунной фольги толщиной 0,3—0,4 мм. Из нее вырезают маленькие полоски и напаивают на мачту.

Затем к ней прикрепляют чиксы, лонга-салинги и краспицы, выполненные из кусочков твердого дерева. Мачты, прежде чем устанавливать, нужно окрасить, при этом следует помнить, что они были в основном белыми, на клиперах — черными, а на современных парусниках они желтые.

Реи современных парусных судов должны иметь металлические бейфуты; их тоже изготовляют из латуни и красят в черный цвет. Ракс-бугели старинных судов требуют особой выделки, поэтому их выполняют, если модель вооружают парусами. Ракс-клоты подби¬рают из маленьких бусин и красят под цвет дерева, а ракс-слизы делают из тонких пластинок твердого дерева. Реи большей частью имеют тот же цвет, что и мачты; у торговых судов ноки реев красят в белый цвет, на военных судах - в красный.

 

 

РЮ (ЛАТИНСКИЕ РЕИ)

Рис. 294. Латинский рей, или рю, парусного судна ХУН-ХУШ вв. 1 – рю; 2 – „тележка”; 3 – пепа; 4 – анапуть дирик-фала; 5,7 – галс-тали (писподы) ; 6 – блоки горденей.

 

 

Рис. 295. Рю галеры.1 – мачта с ,,топ-блоком”;2 – рю; 3 – ,,тележка”; 4 – пепа; 5 – топ; 6 – фал рю; 7 – ванты.

Рю, или латинский рей, – цельная или составная длинная балка из ели или пихты, которую подвешивают наклонно к мачте. Служит для несения латинского паруса. Эти реи называли по мачтам, к которым они принадлежали: фока-рю, грота-рю на галерах, бизань-рю на галионах и позднейших парусных судах (рис. 294). На первых парусных военных судах был еще маленький крюйс-марса-рю на бизань-мачте, но уже к XVI в. от него отказались, так как он был практически бесполезен.

Рю галер обычно состоял из двух спаренных почти по всей длине частей. Одна часть была круглой, а другая выдолблена по линии соприкосновения. Затем обе части на протяжении 1/3 их длины соединяли вместе и скрепляли тросовыми вулингами, а позднее железными бугелями, которые ставили через 30 см.

Верхний конец рю называли „пена” (по–итал. реппа, по-нем. Рейег), а нижний -–утолщенный – „тележка” (по-итал. сагго) (рис. 295). Рю можно было удлинять при помощи дополнительного дерева – топа.

К нему крепили добавочный парус – бонет. На талионах и позднейших парусных судах рю делали или цельным, или составным, как и нижние мачты. Заметим, что галеры, шебеки, тартаны, пинки и др. несли только латинские паруса.

Более детальное изучение этой части корабля даст понимание всей красоты системы такелажа и Рангоута корабля.



  • Рангоут корабля. Первичные элементарные знания. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 205-246: Различают: РАНГОУТ || Мачты || Стеньги || Клотик || Реи|| Гафели, гики, трисель-мачты || Выстрелы (боканцы) ||
  •