Клотик

Смотри рисунок 1. Мачта.
Это самая высокая точка корабля. В нем расположены шкивы (ролики) для пропуска фалов, на которых поднимаются и укрепляются флаги и фонари.

номер на рисунке 3-бизань-мачта
(корма-задняя часть корабля)
2-грот-мачта
(средняя часть корабля)
1-фок-мачта
(передняя часть корабля)
23-бушприт
(носовая часть корабля за пределами корпуса)
Клотик 22 22 22 22

 

 

Рис. 268. Основные части мачты;
а - нижняя мачта, ствол.
1 - цапфа шгюра; 2 - часть мачты под палубой; 3 - часть мачты над палубой; 4 - ахт- канты; 5 - топ; 6 - цапфа для эзельгофта;
b - стеньга. 1 - цапфа шпора; 2 - шлаг- товная дыра; 3 - шкив-гат со шкивом для стень-вынтрепа; 4- шпор; 5 - ахтканты; 6 - топ; 7 - цапфа для эзельгофта; 8 - шкив-гат со шкивом для марса-фала;
с - брам-стеньга. 1- цапфа шпора; 2 - шлаг- то а мая дыра, 3 - шпор; 4 - шкив-гат со шкивом для брам-стень-вынтрепа; 5 - шкив-гат со шкивом для брам-фала; 6 - ахтканты; 7- шкив-гат со шкивом для бом-брам-фала; 8 - шкив-гат со шкивом для трюм-фала; 9 - брам-стеньга; 10 - бом- брам-стеньга; 11 - трюм- стеньга; 12 - флагшток; 13- клотик.

Клотик (голландского языка (kloot) - означает "шар, набалдашник, насадка". Такие насадки с выступающими краями устанавливались на оконечности мачт судов как защита этих мачт от влаги.

Истории не известно, когда по времени стали использовать клотики. Одни утверждают, что клотик стали "мастерить" сразу, как только поняли, что без него не обойтись... Он отлично предотвращал мачту от износа и гниения как изнутри, так и снаружи от дождей и штормов. Хотя сам клотик также изнишивался, но средств на его ремонт или земену требовалось гораздо меньше, чем на ремонт или замену самой мачты.

Такая маленькая "штучка", как клотик, в целом увеличивал срок службы мачты и корабля (парусника) в целом!

Среди моряков выражение "от клотика до киля" означает расстояние (высоту) от самой высшей точки судна до самой низшей.

Над молодыми матросами, которые сдабо знали устройство корабля и мачт шутили, посылая их за чаем - "пить чай на клотике..."

Внутри клотика устанавливают ролики фалов для подъёма флажных сигналов, фонаря.

Более детальное изучение этой части корабля даст понимание всей красоты системы такелажа и Рангоута корабля.



  • Рангоут корабля. Первичные элементарные знания. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 205-246: Различают: РАНГОУТ || Мачты || Стеньги || Клотик || Реи|| Гафели, гики, трисель-мачты || Выстрелы (боканцы) ||
  •