Бушприт - наклонное рангоутное дерево, выступающее вперёд с носа парусника для улушения парусности.
Бушприт — это наклонный, в прошлом почти горизонтальный брус, который начали устанавливать на судне столетия назад. В русский язык слово пришло из голландского, в котором термин boegsprit состоял из двух слов — «нос» и «пика» (или «вертел»).
Главная функция бушприта — увеличение парусности корабля. К нему обычно крепятся несколько парусов, которые позволяют кораблю развить большую скорость в условиях попутных ветров. Бушприт также обеспечивает дополнительную поддержку для форштага — каната, поддерживающего мачту, и позволяет установить фок-мачту дальше от носа корабля, тем самым улучшая остойчивость парусников (особенно больших, оснащенных более чем двумя мачтами). Бушприты различаются в зависимости от длины и конструкции парусника.
До конца XVIII в. бушприт состоял только из одного дерева с блинд-стеньгой. С конца XVIII в. бушприт удлиняется с помощью утлегаря, а затем и бом-утлегаря. Блинд и бом-блинд на нем уже не ставится, он служит для выноса штагов фок-мачты и ее стеньг, а также для крепления носовых треугольных парусов - кливеров и стакселей.
Сам бушприт крепили на носу судна при помощи ватер-вулинга из крепкого троса, а позже (XIX в) и цепей.
Рис. 1 - Бушприты:
а - XVIII в., б - конца XVIII в., в - первой половины XIX в.
1 - бушприт, 2 - кница, 3 - бушпритный эзельгофт, 4 - марс, 5 - блинда-стеньга, 6 - блинда-брам-стеньга, 7 - флагшток,
8 - клотик, 9 - утлегарь, 10 - бом-утлегарь, 11 - эзельгофт, 12 - блинда-гафель, 13 - мартин-гик, 14 - гюйс-шток,
15 - тросовый вулинг.
Бушприт (нидерл. boegspriet, от boeg — «нос», spriet — «пика, вертел») — горизонтальное либо наклонное рангоутное дерево, выступающее вперёд с носа парусника.
Бушприт предназначен для вынесения вперёд центра парусности, что улучшает манёвренность судна (корабля). К бушприту крепят стоячий такелаж стеньг передней мачты, а также такелаж носовых косых парусов (кливеров и стакселей).
На больших парусниках бушприт делают составным — продолжением бушприта является утлегарь, а продолжением утлегаря — бом-утлегарь. Задний конец бушприта называют «шпор», как у мачты. Передний — нок, как у гика, гафеля или рея. Угол возвышения бушприта обычно составляет от 30° до 36°.
Бушприт раскрепляют тросовыми бакштагами, проводимыми через специальные распорки — блинда-гафели к бортам судна, и ватер-штагами, идущими к форштевню через мартин-гики. Непосредственно на носу судна бушприт крепят при помощи мощного найтова или ватер-вулинга.
Бушприт имеет следующий стоячий такелаж: ватер-штаг и ватер-бакштаги. Ватер-штаг соединяет его нок с форштевнем. Ватер-бакштаги соединяют нок с бортами судна.
Общим водоизмещением 215 тонн
Построен в Дептфорде в 1787 году как торговый. Первоначально имел название «Bethia».
23 декабря 1787 года перестроенный и переименованный в «Баунти» корабль под командованием лейтенанта Уильяма Блая вышел в плавание к Таити за саженцев хлебного дерева.
28 апреля 1789 года на корабле произошёл бунт...