Ванты

В 1832 году Михаил Лермонтов писал: "Белеет парус одинокой в тумане моря голубом!.." И далее: "Играют волны - ветер свищет, и мачта гнётся и скрипит..."

Если слово "мачта" взять как ключевое слово, то мачта под действием ураганного ветра гнётся и скрипит, но не падает... Она держится специальной снастью. Её придумали голландские мореходы и назвали её want. Издалека можно увидеть, как на паруснике моряки по вантам уходят в небо... Тоже поэтично!

Вáнты - снасти стоячего такелажа, которыми укрепляют мачты. Число вант зависит от толщины мачты и площади парусов.

Помимо своего основного назначения ванты служат также для подъёма матросов на мачты и стеньги для работы с парусами. Для этих целей поперёк вант на определённом расстоянии друг от друга крепили выбленки: пеньковые лини.

Пеньковые выбленки привязывали к вантам выбленочным узлом на расстоянии 0,4 м одна от другой. Нижние ванты (пеньковые) были на парусных кораблях самыми толстыми, их диаметр достигал 90-100 мм. Стень-ванты делали тоньше, а брам-стень-ванты - ещё тоньше. Выбленки были тоньше своих вант.

В зависимости от того, какое рангоутное дерево ванты удерживают, они получают дополнительные наименования:
«Фок-ванты», «фор-стень-ванты», «фор-брам-ванты» укрепляют рангоутное дерево фок-мачты.
«Грот-ванты», «грот-стень-ванты», «грот-брам-ванты» укрепляют рангоутное дерево грот-мачты.
«Бизань-ванты», «крюйс-стень-ванты», «крюйс-брамс-ванты» укрепляют рангоутное дерево бизань-мачты.

Верхние концы вант крепят на мачте или стеньге при помощи огонов, надеваемых на топы. Ванты, стень-ванты и брам-стень-ванты должны быть парными, то есть выполненными из одного куска троса, который складывают пополам и на некотором расстоянии от сгиба делают бензель. Образовавшийся огон накладывают на топ мачты. Если количество вант с каждого борта — нечётное, то последнюю ванту к корме делают разбивной, то есть одинарной. Такие ванты стоят на "БАУНТИ".

В нижние концы вант ввязывают юферсы, которые вместе с другими на русленях составляют тали. Нижние юферсы подвижно крепят к вант-путенсам, которые от русленей идут к бортам, где их крепят. Чтобы ванты не перетирались в месте огона, а также на концах (в местах крепления юферсов) их клетнюют (дополнительно усиливают).

Появление вант связано с увеличением высоты мачт по мере развития парусников. В момент когда, над основной мачтой появилось ее продолжение — стеньга, появилась необходимость в усилении крепления мачты и способа быстро добраться до паруса второго яруса. По мере роста мачт вверх, появлялись ванты для второго и третьего яруса.



  • Стоячий такелаже корабля. Первичные элементарные знания. О.Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 286-326: Стоячий такелаж: ванты, фордуны, вооружение вант и фордунов, стень-ванты, брам-ванты || Ванты || Вооружение нижних вант и фордунов старинных судов || Бакштаги боканцев || Ванты фор-, грот- и крюйс-стеньг и других малых стеньг || Ванты и фордуны блинда-стеньги || Штаги || Топенанты || Перты || Эзельгофт
  •  

     

    Трёхмачтовый корабль «Баунти»

    Общим водоизмещением 215 тонн

    Построен в Дептфорде в 1787 году как торговый. Первоначально имел название «Bethia».

    23 декабря 1787 года перестроенный и переименованный в «Баунти» корабль под командованием лейтенанта Уильяма Блая вышел в плавание к Таити за саженцев хлебного дерева.

    28 апреля 1789 года на корабле произошёл бунт...

  • Баунти подробнее...
  •