Стоячий такелаж

Стоячий такелаж на корабле - это Ванты, Фордуны, Вооружение вант и фордунов, Стень-ванты, Брам-ванты, Бакштаги боканцев, Штаги, Леера, Стоячий такелаж бушприта, Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря, Топенанты, Перты

Стоячий такелаж состоит из металлических или растительных тросов и цепей, которые относятся к вооружению мачт и парусов. Назначение стоячего такелажа — поддерживать и укреплять рангоут судна.

Примечание:

• Стоячий такелаж обтягивают или набивают с помощью натяжных приспособлений — талрепов. Последние могут состоять из талей на юферсах или блоках, винтовых талрепов или особых натяжных устройств с „зубчатой рейкой”. Все топенанты у нас относят к бегучему такелажу.

• Вантами называют тросы стоячего такелажа, удерживающие мачту с боков. Нижние мачты и стеньги имеют свои собственные ванты. Ванты нижних мачт, которые идут от тона соответствующих нижних мачт до вант-путенсов на фальшборте, называются фок-, грот- и бизань-вантами; ванты стеньг, идущие от салинга стеньги до путенс-вант соответствующего марса, — стень-вантами, фор- стень-, грот-стень- и крюйс-стень-вантами; ванты брам-стеньг, идущие от тона брам-стеньги до путенс-вант бом-салингов, — брам-вантами, фор-брам-, грот-брам- и крюйс-брам-вантами (рис. 355).

К стоячему такелажу относят:

 

 

 

Рис. 355. Стоячий такелаж парусного судна XIX в.
1 - нижняя мачта; 2 - марс; 3 - стеньга; 4 - брам- стеньга; 5 - салинг; 6 - нижние ванты; 7 - стень- ванты; 8 - брам-ванты; 9 - путенс-ванты; 10 - стень-фордуны; 11 - брам-фордуны; 12 - бом-брам- фордуны; 13 - шкентель сей-талей; 14 - тали марса- фала (драй-репа) ; 15 - штаги.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 356. Ванты:
а - парные; b - разбивные с огоном, образованным при помощи бензелей. 1 - юферсы; 2 — плоский бензель; 3 — клетневка; 4 — огон.

 

 

 

 

 

 

 

Первичные элементарные знания. Фордуны, штаги и ванты - это своего рода "Атланты", держатели мачты.

Фордуны - снасти стоячего такелажа, удерживающие стеньги с кормы и с бортов, компенсируя тягу штагов. Штаги же оттягивают мачты и стеньги к носу судна. Ванты, соответственно, оттягивают к бортам.

Фордуны — снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов, предназначены для противодействия тяге штагов вперёд и придания стеньгам и брам-стеньгам большей остойчивости.

На кораблях XVII века фордуны изготавливали из пенькового троса (верёвки).

Чтобы читать ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ (умение читать теоретический чертеж корабля - успех строительства) корабля, рассмотрим основы.

 

 

Смотри рисунок 1 Фордуны.
Фордуны на всех трех мачтах - снасти стоячего такелажа, крепящие стеньгу или брам-стеньгу сзади и с бортов. В зависимости от того, какое рангоутное дерево фордуны удерживают, они получают дополнительные наименования:
Фордуны на фок-мачте: 61 - фор-стень фордуны; 62 - фор-брам-фордуны; 63 - фор-бом-брам-фордуны; 64 - фор-трюм фордуны.
Фордуны на грот-мачте: 65 - грот-стень-фордуны; 66 - грот-брам-фордуиы; 67- грот бом-брам-фордуны;68 - грот-трюм-фордуны;
Фордуны на бизань-мачте: 69 - крюйс-стень-фордуны; 70 - крюйс-брам-фордуны; 71 - крюйс бом-брам-фордуны; 72 - крюйс-трюм- фордуны.

 

 

 

 

 

Цель установки фордунов на парусное судно – компенсировать тягу штагов вперед и придать стеньгам большую устойчивость. Благодаря этим снастям, у корабелов появилась замечательная возможность существенно сэкономить на количестве вант. На малых судах обычно ставилось по одной паре фордунов для каждой мачты, а на линейных кораблях их число возрастало до трех пар.

В верхней части фордуны имеют огон и накладываются на топы стеньг поверх вант, но перед укладкой краг-штага. Снизу фордуны должны быть обтянуты юферсами, расположенными на русленях позади юферсов нижних вант. Если же фордуны съёмные, их нужно обтягивать с помощью талей на двух лонг-такель-блоках, а гаки талей заводить в рымы небольших вант-путенсов, размещенных в задней части русленей. Чтобы не нарушить копийность, толщина фордунов должна точно соответствовать толщине стень-вант.

 

 

 

 

 

 

Нижние ванты и фордуны из растительных тросов

Ванты и фордуны изготовляют из толстого растительного троса; они могут быть парными или одиночными, т. е. разбивными. Для получения первых трос необходимой толщины и длиной, равной двум длинам мачты, складывают пополам и на некотором расстоянии от сгиба делают бензель. Образовавшийся огон накладывают на топ мачты. Чтобы вангы не перетирались в месте огона, а также на концах (в местах крепления юферсов), их клетнюют.

Разбивные ванты и фордуны состоят из двух тросов, концы которых клетнюют, накладывают друг на друга, а затем в месте соединения делают бензели так, чтобы образовалась петля — разрубной огон (рис. 356).

Виды огонов стоячего такелажа приведены на рис. 357.

Талрепы вант и фордунов. Ваты и фордуны из растительных тросов набивают классическим путем при помощи талрепов на юферсах: один юферс — вант-юферс — закладывают за ванту, а другой — вант-путенс- юферс — за вант-путенс.

Вант-юфсрсы закрепляют на ванте с помощью огона. Концом ванты огибают юферс по кипу и ставят круглый бензель; оставшийся свободным конец укладывают вдоль ванты и крепят двумя или тремя бензелями (рис. 358).

Рис. 355. Стоячий такелаж парусного судна XIX в. I — нижняя мачта; 2 — марс; 3 — стеньга; 4 — брам — стеньга; 5 — салинг; 6 — нижние ванты; 7 — стень—ванты; 8 — брам-ванты; 9 — путенс-ванты; 10 — стень-фордуны; 11 — брам-фордуны; 12 — бом—брам—фордуны; 13 — шкентель сей-талей; 14 — тали марса — фала (драй-репа) ; 15 — штаги.

Рис. 356. Ванты: а — парные; b — разбивные с огоном, образованным при помощи бензелей.1 — юферсы; 2 — плоский бензель; 3 — клетневка; 4 — огон.

 

 

 

Рис. 357. Виды огонов для стоячего такелажа; а — для одинарных вант, штагов или фордунов; b — лапки с очками; с — разрубной для фордунов или разбивных вант; d - с бензелем для штагов и парных вант; е - подковообразный для двойных фордунов; f - с бензелем для двойных штагов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 358. Стоячий такелаж, обтянутый с помощью юферсов. 1 — ванты; 2 — фордуны; 3 — вант — юферсы; 4 — вант-путенс- юферсы; 5 — вант-путенсы; 6 — путенс-планка; 7 — талреп; 8 — ворст; 9 — руслень.

Менее распространен способ проводки талрепа через юферсы, показанный на рис. 360, а.

Вант-иутенс-юферсы по окружности имеют квадратную выемку для железной оковки. Оковку посредством болта с гайкой соединяют с вант-путенсом.

Тросом — талрепом, пропущенным в отверстия юферсов, обтягивают тали и таким образом набивают ванты и фордуны (рис. 358).

Талреп основывают следующим образом. Коренной конец талрепа крепят на руслене, затем проводят через отверстие вант-юферса и далее в отверстие вант-прут енс-юферса и т.д.

 

 

 

 

Рис. 359. Проводка и крепление талрепа на юферсах. 1 — кноп талрепа.

Рис. 360. Обтягивание вант: а - при помощи юферсов, XIX в ; b - при помощи металлических штаг — блоков.

После последнего отверстия лопарем талрепа делают несколько шлагов вокруг ванты и оставшийся конец крепят при помощи двух-трех бензелей (см. рис. 360, а).

При другом широко распространенном способе коренной конец талрепа крепят не на руслени, а в отверстии вант юферса при помощи талрепного кнопа (рис. 359).

На военных кораблях XIX в. на ванты из растительного троса иногда ставили металлические штаг-блоки или штаг-юферсы (рис. 360, b).

Вооружение нижних вант и фордунов

Рис. 363. Вант-путенсы современного парусного судна. 1 — руслень; 2 — регель русленя; 3 — путенс-планка; 4 — вант-путенсы.

К вооружению нижних вант и фордунов относят вант-путенсы, руслени, сей-шкентели и ворсты.

Вант-путенсы — железные полосы прямоугольного сечения, устанавливаемые на борту судна при помощи сквозных болтов; к вант- путенсам крепят юферсы или винтовые талрепы. Раньше на нижнем конце вант-путенса часто ставили путенс-планку, служившую для его дополнительного крепления к борту (рис. 363).

Руслени - горизонтальные балки, с помощью которых верхние концы вант-путенсов относят от борта, для того чтобы ванnы и фордуны имели больший разнос.

Руслени соединяют с фальш — бортом при помощи деревянных книц и металлических подпорок - пютенгов.

В руслене проделывают вырезы для прохода вант-путенсов, сверху вырезы закрывают деревянной планкой - регелем.

Различают фок-, грот- и бизань-руслени правого и левого бортов. Руслени были не на всех парусных судах. На малых и средних бригах, бригантинах и др. обычно вант-путенсы крепили различными способами непосредственно к корпусу (см. рис. 363).

Сей-шкентели - короткие растительные или проволочные тросы, толщина которых одинакова с толщиной вант. Сей-шкентели огоном накладывают на топ мачты. В огоне второго конца находится коуш, к которому крепят блок гиней — сей-талей, служащий для подъема больших грузов. В нерабочем состоянии сей-тали закрепляют на руслене за вантами.

Ворст — оплетенный деревянный шток или железный прут, поставленный горизонтально над талрепами вант и фордунов. Он служит для удержания талрепов на одинаковом расстоянии друг от друга. Одновременно ворст является первой ступенькой на вантах при подъеме на мачту.Рис. 364. Выбленки (а) и выблсночный узел (b).

Выбленки — тированные растительные концы, располагаемые горизонтально на вантах на равном расстоянии друг от друга. Они образуют ступеньки для подъема на рангоут судна. На современных парусных судах выбленки выполняют из проволочных тросов, железных или деревянных прутов - балясин (рис. 364).

 

Установка нижних вант

Рис. 365. Крепление стоячего такелажа на топах мачт и стеньг: а - нижних вант; b - стень-вант и стень-фордунов; с - брам-вант и брам-фордунов; d - бом- брам-фордунов.
1 - ванты; 2 - штаги; 3 - фордуны; 4 - клотик; 5 - леер для стакселя.

Огоны нижних вант накладывают на топы нижних мачт и опускают до лонга-салингов. При этом вначале устанавливают носовые парные ванты правого и левого бортов. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна (рис. 365).

Стень-ванты

Рис. 366. Путенс- ванты. 1 — путенс-ванты; 2 — путенс-вант-юферсы; 3 — путенс- вант-бугель.

Эти ванты имеют диаметр меньший, чем нижние; их устанавливают на стеньгах соответствующих мачт и набивают талрепами, стоящими на марсах.

Вант-юферсы стень-вант меньше, чем нижних вант, но крепят их одинаково. Нижние юферсы закрепляют на железных прутьях — путенс-вантах, нижние концы которых находятся на раке-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном иутенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-ванг-юферсы.

На металлических вантах применяют винтовые талрепы (рис. 366). Иногда путенс-ванты составляют со стень-вантами единое целое, ванты идут от топа стеньги через боковые отверстия в марсе и далее на путенс-вант-бугель. Но так поступают только на небольших парусных судах.

Путенс-ванты называют по мачтам, на которых они стоят, а именно: фор-, грот- и крюйс-путенс-ванты правого и левого бортов. Стень-ванты тоже имеют выбленки и ворсты (последние только на больших парусных судах). От марса к пугенс-вант-бугелю про¬водят два-три троса с кнопами, облегчающими подъем на марс. Их называют „марс-шнринг-иерты”.

На больших судах эти тросы, представляющие собой своего рода переход от нижних вант к стень-зантам, имеют выбленки. На таких судах обычно имеются и стень-сей-шкентели; к ним присоединяют тали, которые служат для подъема легких грузов. Вначале, до установки вант, ка стеньги накладывают шкентели, и в нерабочем состоянии их крепят позади вант на руслене. Затем на стеньги ставят фордуны, которые крепят еще дальше в корму.

Брам-ванты и брам-фордуны

Брам-ванты по толщине еще меньше, чем стень-ванты. Тали брам-вант крепят на путенс-вантах салинга. Сами же путенс-ванты крепят к боковым рымам бугеля, находящегося под ракс-бугелем марса-рея. На малых судах брам-ванты составляют единое целое с путенс-вантами. Фордуны от топа соответствующей брам-стеньги проводят через рожки салинга и крепят за вантами в корму. Брам-ванты на больших парусных судах иногда имеют выбленки.

Нижние ванты и фордуны старинных судов

Рис. 356. Ванты: а — парные; b — разбивные с огоном, образованным при помощи бензелей.1 — юферсы; 2 — плоский бензель; 3 — клетневка; 4 — огон.

Ванты старинных судов обтягивали талями с юферсами, которые были похожи на современные. Они имели овальную форму и два-три отверстия. Кроме них применяли штаг-юферсы. К корпусу нижние юферсы крепили при помощи вант-путенсов, состоявших из одного или двух железных стержней или железной цепи. На рис. 367 приведены некоторые виды старинных вант-путенсов.

Руслени повсеместно появились тогда же, когда и составные мачты. Выбленки начали применять с XV в., до этого времени на нижних мачтах ставили специальные трапы.

Ванты и фордуны изготовляли из толстого троса, причем уже с XVII в. их делали или парными, из одного троса, сложенного пополам, или одиночными, разбивными, из двух тросов, соединенных разрубным огоном. На концах тросов крепили юферсы, причем обычно ставили три бензеля, первый из них — вплотную к юферсу (см. рис. 356, а).

Рис. 367. Старинные вант—путенсы: а — 1500 г.; b — 1500—1600 гг.; c, d — 1650 г.; e, f — 1700 г.

Обычно на каждом борту судна имелось: на фок-мачте - восемь вант, на грот-мачте - девять и на бизань-мачте - шесть. Кроме этого, на каждом боргу было на фор-стеньге - три фордуна, выполненных из четырех тросов: двух, сложенных пополам, и двух, соединенных раз- рубным огоном; на грот-стеные — четыре (из четырех тросов, сложенных пополам) и на крюйс-стеньге — только один. Брам-стеньги имели по два фордуна на каждой стороне (рис. 368, 369) .

 

 

 

 

 

 

Рис. 368. Стоячий такелаж судна XVIII в.
1 — нижние ванты; 2 — стень-ванты; 3 — брам-ванты; 4 — руслень; 5 — вант-путенсы; 6, 7 — путенс-ванты; 8 — фордуны.

 

 

 

 

 

Рис. 369. Установка вант на топе мачты судна XVIII в.

 

 

 

 

 



  • Стоячий такелаже корабля. Первичные элементарные знания. О.Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 286-326: Стоячий такелаж: ванты, фордуны, вооружение вант и фордунов, стень-ванты, брам-ванты || Ванты || Вооружение нижних вант и фордунов старинных судов || Бакштаги боканцев || Ванты фор-, грот- и крюйс-стеньг и других малых стеньг || Ванты и фордуны блинда-стеньги || Штаги || Топенанты || Перты || Эзельгофт
  •