Топенантами называют растительные или стальные тросы, которые идут к концам реев и удерживают их в горизонтальном положении. В зависимости от рея, к которому они относятся, различают фока-, фор-стень-, фор-брам-топенанты и т. д.
Топенанты нижних реев. Коренные концы топенантов с помощью коушей и скоб крепят на ушках ноковых бугелей реев, затем про¬водят через блоки, установленные по обеим сторонам мачты на эзельгофте, и через „собачью дыру” на марсе к основанию мачты, где набивают при помощи простых или двойных талей (в зависимости от размеров судна). Лопарь талей закрепляют на кофель-нагельной планке около мачты (рис. 402).
Марса-топенанты. На нижних марса-реях обычно нет топенантов, вместо них употребляют гитовы верхнего марселя. Верхние марса-реи имеют глухие (неподвижные) топенанты, которые закрепляют на ноке рея и на эзельгофте. На больших парусных судах применяют двойные топенанты (см.рис. 402) .
Брам-топенанты. На нижних брам-реях нет топенантов, их функции выполняют гитовы верхнего брамселя.
Смотри рисунок 1. Торпенанты на корабле.
номер на рисунке | 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля) |
2-грот-мачта (средняя часть корабля) |
1-фок-мачта (передняя часть корабля) |
23-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса) |
Топенанты | 94 - топенанты бегин-реев. 97 — крюйс-марса-топенанты; 100-крюйс-брам-топенанты; 103-крюйс-бом-брам- топенанты; 106 -крюйс- трюм-гопенанты; |
94 - топенанты грота-реев; 96 Грот-марса топенанты; 99-- грот-брам-топенанты; 102 — грот-бом-брам-топенанты; 105 - грот-трюм-топенанты; |
94 - топенанты фока-реев; 95 — фор-марса- топенанты; 98 — фор- брам-топенанты; 101-фор-бом-брам-топенанты; 104 фор-трюм-топенанты; |
- |
Рис. 402. Топенанты современного парусного судна. 1 — нижний рей; 2 - нижний марса-рей; 3 — верхний марса-рей; 4 - брам- рей; 5 — бом-брам-рей; 6 — глухие топенанты; 7 — „бегучие*’ топенанты; 8 — нок рея; 9 - ноковый бугель; 10 — ушки бугеля со скобами для топенантов; 1 1 - ушки со скобами для перт и брасов; 12 - ушки для перт; 13 — гитов верхнего марселя; 14 — бугель для крепления блока гитова; 15 — шкив-гат со шки-вом для шкота нижнего марселя; 16 — бугель с ушками для направляющего блока шкота нижнего марселя.
На верхние брам-реи заводят глухие топенанты таким же образом, как и на верхние марса-реи (см. рис. 402).
Бом-брам-топенанты глухие, их заводят так же, как и предыдущие (см. рис. 402).
Бизань-гика-топенанты служат для подвешивания бизань-гика (см. рис. 297 и 298).
На реях старинных судов с одной или двумя мачтами имелись простые топенанты; позднее, когда появились тяжелые реи, начали ставить топенанты, вооруженные талями.
Рис. 403. Топенанты старинных судов: а - XVII в.; b - XVIII в.
Топенанты нижних реев вплоть до XVII в. состояли из талей, заведенных между реем и эзельгофтом. На ноке рея ставили лонг-такель- блок; коренной конец топенанта присоединяли к этому блоку, пропускали через шкивы двухшкивного блока, закрепленного на огоне штага, и шкивы лонг-такель-блока, затем вели вблизи вант вниз, где крепили на нагеле фальшборта (рис. 403).
Рис. 404. Топенанты судов XVIII в. 1 — нижнего рея; 2 — марса-рея; 3 - брам-рея; 4 - ванты.
В XVIII в. коренные концы топенантов при помощи огона стали закреплять на расстоянии приблизительно 30 см от оконечности рея; затем топенанты вели через двухшкивный блок, закрепленный на эзельгофте, к рее, через шкив остропленного блока, далее снова к двух- шкивному блоку и через „собачью дыру” марса спускали вниз. Крепили его па нагельной планке вблизи вторых вант (рис. 404).
Позже тали топенантов стали устанавливать не у рея. а у основания мачты. Марса-топенанты крепили в шкотовом углу брамселя, пропускали через простой блок на марса-рее, затем через другой блок на салинге и вели вниз. Крепили его на нагеле фальшборта вблизи третьей вангы. На рис. 404 приведены два способа их проводки. Брам-топенанты закрепляли на ноке рея при помощи огона, затем проводили через блок или через коуш в огоне брам-вант, далее вдоль мачты вниз и крепили на обухе салинга (см. рис. 404). Бом-брам-топенанты и топенанты крюйс-брам-рея проводили таким же образом.
Рис. 405. Бизань (рю)-топенанты (дирик- фалы): а - с двумя анапуть-блоками, XVII в.; b - с одной анапутью, вторая половина XVII в.; с - XVIII в.; e - наиболее распространенные формы рю-топенантов на судах XVI в. с бизань- и бона- вентур-мачтами.
Бизань (рю)-топенанты состояли из одного или нескольких анапуть- блоков, шпрюйты которых кренили к верхней части рея. Позднее вместо анапуть-блоков применяют простые блоки и тали. Проводили топенанты в каждой стране по-разному, в зависимости от опыта (рис. 405).
Бегин-топенанты закрепляли на обухе под ззельгофтом, проводили через блок на ноке рея, далее вели к блоку, прикрепленному к обуху под ззельгофтом, и через марс спускали вниз, где крепили на нагеле фальшборта. Бегин-рей мог нести и глухие топенанты.
На нижние реи перед штормом или боем могли дополнительно заводить простые лось-топенанты или фальштопенанты.
Блинда-топенанты от шкотового угла бом-блинда вели к простому блоку на ноке рея, затем к другому блоку, находившемуся под эзель- гофтом буширита, далее по бушприту через блоки ватер-вулинга и закрепляли на краг-штаге грота-штага у фок-мачты.
Рис. 406. Блинда- и бом-блинда топенанты. 1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - блинда-рей; 4 - бом-блинда-рей; 5 - направляющие блоки ватер- вулинга бушприта; 6 - блинда- топенанты; 7 - бом-блинда топенанты.
На блинда-рей ставили и глухие топенанты (рис. 406) .
Бом-блинда-топенанты крепили огоном на ноке рея, проводили через коуш или блок на ноке утлегаря и обтягивали на „бушприт-виолине” (рис. 406).
Гика-топенанты служили для подвески нока гика и походили на дирик-фал гафеля бизани. Бовен-блинда-гопенанты, аналогичные верхним топенантам мачт, набивали на марсе блинда-стеньги (рис. 407).
Пертами называют растительные или металлические тросы, на которые встают матросы во время работы на реях. Один конец перта укрепляют на ноке рея, а другой — посредине. Перты поддерживаются подпертками, которые висят на леере рея на определенном расстоянии друг от друга. Бушприт и утлегарь тоже имеют перты (рис. 408) .
Рис. 407. Бовен-блинда- топенанты.
Рис. 408. Перты: а — на рее судна XVIII в.; b - на рее современного парусного судна. 1 — рей; 2 — леер для подвязки паруса; 3 — леер для крепления пертов; 4 — перты; 5 — подпертки; 6 - „предохранительные кольца’’; 7 — топенант; 8 - фал; 9 - брасы.
Смотри рисунок 1, позиция 108. Перты - пешеходный канат.
Перты - это канат, протянутый под реем на расстоянии около 80 сантиметров и закреплённые одним концом у его середины (за мачтой после крепительных планок), а другим — у нока. Перты нижних реев имели толщину 1,75 дюйма, на верхних реях они были несколько тоньше. Перты появились после 1640 года и вначале лишь на нижних реях. После 1680 года их устанавливают на марса-реях, а к концу XVII века на всех реях, за исключением бегин- и бовен-блинда-реев.
С помощью пертов, становясь на них ногами и ложась на рей (со стороны кормы), матросы крепят и убирают паруса или берут на них рифы. Для удержания пертов на нужном расстоянии от рея и устранения чрезмерного провисания они поддерживаются обнесёнными вокруг рея короткими стропами — подпертками, отстоящими один от другого. Чтобы ноги матросов не скользили по пертам на них часто вязали узлы — кнопы.