Вооружение нижних вант и фордунов старинных судов

Рис. 370. Руслень и вант- путенсы барка XVIII в. 1— вант-путенс-юферсы; 2 — руслень; 3 — металлический пютенг; 4 — кница; 5 — регель русленя; 6 — вант-путенсы; 7 - путенс—планка; 8 — болты.

Руслени — мощные балки, установленные горизонтально на бархоуте. Руслени крепили к корпусу и дополнительно подкрепляли кницами и железными или деревянными подпорками - пютенгами. Различали фок-, грот- и бизань-руслени. Под русленями стояли вант-путенсы, к верхним концам которых при помощи железных оковок были присоединены юферсы. Коренной конец талрепа, пропущенный через юферс, заканчивался тал репным кнопом и крепился на юферсе, а ходовой - на нижнем конце вант.

Вант-путенсы — два больших вытянутых звена, выполненных из пруткового железа. Верхнее звено заводили в очко стропа юферса, конец второго был изготовлен в виде маленького кольца. На это кольцо накла-дывали железную пластину — путенс-планку с двумя отверстиями. Через них, кольцо вант-путенса, борт и внутреннюю обшивку пропускали болты с плоскими круглыми головками. Концы болтов шплинтовали. Обычно вант-путенсы крепили на корпусе на высоте третьего бархоута, граничащего с нижними косяками пушечных портов второй палубы. Вант- путенсы бизани, как правило, не имели путенс-планки, крепили их только одним болтом. В местах прохождения вант-путенсов на руслене делали вырезы, которые после установки вант-путенсов прикрывали деревянной рейкой — регелем (рис. 370).

Выбленки ставили на нижние ванты, а внизу, вблизи юферсов, и вверху, вблизи марса, где ванты сближались, на них крепили мощный конец — ворст, предназначенный для удержания ванг на равном расстоянии друг от друга.

Сей-шкенгели ставили до установки вант на топ мачты для под¬соединения гиней, „больших талей” и „добавочных вант”. Гини служили для подъема тяжелых грузов и шлюпок. Обычно на фок- и грот-мачтах было по два сей-шкентеля (по одному на каждой стороне).

"Добавочные ванты” (их называли „фальшванты” или „шторм- ванты”) состояли из двух пар вант, которые заводили во время шторма для облегчения работы обычных вант; применяли на галионах и судах более позднего времени. К нижним мачтам их крепили огоном или подсоединяли к сей-шкентелям и тянули к русленю в корму за постоянными вантами.

„Шторм-фордуны” применяли лишь при плохой погоде. Фордун на верхнем конце имел кренгельс, а на нижнем — огон с коушем, в который заходил гак талей фордуна. При кормовых ветрах устанавливали два фордуна, по одному на каждой стороне мачты, а при боковых — только один, с наветренной стороны. Второй блок талей фордуна крепили гаком на руслене.

„Большие” тали на сей-шкентелях использовали для обтягивания вант и подъема легких грузов. В нерабочем состоянии гак нижнего блока и гини крепили на обухе русленя. Двое талей на сей-шкентелях фок-мачты применяли в основном для работы с якорными канатами. На ноки реев для различных работ заводили так называемые нок-тали. На современных парусных судах их устанавливают при необходимости.

Рис. 371. Оплетка вант: I-III - первый - третий шаги; I - ванты; 2 - швиц-сарвени.

„Оплетка” вант. Ванты правого и левого бортов под фока- и грота- марсами связывали между собой при помощи шхер-гросов или швиц- сарвеней. Это облегчало проводку бегучего такелажа сверху. Оплетка вант показана на рис. 371. Иногда к шхер-тросам привязывали коуши, через которые пропускали бегучий такелаж.

„Боевая оплетка” аналогична вышеописанной. Шхер-тросы оплетали два деревянных штока, установленных на высоте 2/3 длины нижних вант. К тросовой оплетке крепили шканечную сетку, чтобы поврежденные в бою части рангоута и такелажа не падали на людей, находящихся на палубе. В конце XVIII в. эту оплетку заменили особыми тросами, закрепленными на рангоуте, которые поддерживали тали и тросы стоячего и бегучего такелажа, если их срезало огнем противника.



  • Стоячий такелаже корабля. Первичные элементарные знания. О.Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 286-326: Стоячий такелаж: ванты, фордуны, вооружение вант и фордунов, стень-ванты, брам-ванты || Ванты || Вооружение нижних вант и фордунов старинных судов || Бакштаги боканцев || Ванты фор-, грот- и крюйс-стеньг и других малых стеньг || Ванты и фордуны блинда-стеньги || Штаги || Топенанты || Перты || Эзельгофт
  •