Смотри рисунок 1 Брасы. Брас [нидерл. bras]. мор. Снасть, укрепляемая на концах рея и служащая для поворота его в горизонтальной плоскости.
Брас (нидерл. bras) - снасть бегучего такелажа, закрепляемая за нок рея (или спинакер-гика на яхте) и служащая для разворота паруса в горизонтальном направлении. У каждого рея два браса, правый и левый, у грот-рея на больших судах имеется два браса, идущих вперед, и два, идущих назад.
Брасы - это снасти, закрепленные на ноках реев и служащие для их постановки вместе с парусами под определенным углом относительно направления ветра и движения судна. Поворачивание реев в горизонтальной плоскости брасами называют брасопкой.
Брасы нижних реев состоят из шкентеля, укрепленного в ушке оковки нока рея, и хват-талей. Шкентель браса оканчивается блоком, другой блок находится на релинге или выстреле за бортом. Иногда лопарь талей проводят еще через один блок, находящийся тоже за бортом.
Рис. 1
номер на рисунке | 3-бизань-мачта (корма=задняя часть корабля) |
2-грот-мачта (средняя часть корабля) |
1-фок-мачта (передняя часть корабля) |
23-бушприт (носовая часть корабля за пределами корпуса) |
Брасы | 123 — нижние крюйс-марса-брасы; 124 - верхние крюйс марса-брасы; 127 — крюйс-бом-брасы; 128 - крюйс- трюм-брасы; |
110 - грота-брасы; 111 — бегин-брасы; 117 - нижние грот-марса-брасы; 118 - верхние грот-марса-брасы; 119 - нижние грот-брам-брасы; 120 - верхние грот- брам брасы; 121 — грот-бом-брам-брасы; 122 — грот-трюм-брасы; 125 - нижние крюйс-брам- брасм; 126 — верхние крюйс-брам-брасы; 129 - шкентели брасов; |
109 - фока-брасы; 112 - нижние фор-марса-брасы; 113 - верхние фор-марса-брасы; 114- нижние и верхние фор-брам-брасы; 115 - фор- бом-брам-брасы; 116 - фор-трюм-брасы; 129 - шкентели брасов; |
- |
Брасы на фок-мачте Рис. 1:109 - фока-брасы; 112 - нижние фор-марса-брасы; 113 - верхние фор-марса-брасы; 114- нижние и верхние фор-брам-брасы; 115 - фор- бом-брам-брасы; 116 - фор-трюм-брасы; 129 - шкентели брасов.
Брасы на грот-мачте. Рис. 1: 110 - грота-брасы; 111 — бегин-брасы; 117 - нижние грот-марса-брасы; 118 - верхние грот-марса-брасы; 119 - нижние грот-брам-брасы; 120 - верхние грот- брам брасы; 121 — грот-бом-брам-брасы;
122 — грот-трюм-брасы; 125 - нижние крюйс-брам- брасм; 126 — верхние крюйс-брам-брасы; 129 - шкентели брасов.
Брасы на бизань-мачте Рис. 1: 123 — нижние крюйс-марса-брасы; 124 - верхние крюйс марса-брасы; 127 — крюйс-бом-брасы; 128 - крюйс- трюм-брасы.
Брасы реев парусного судна (показаны только с одного правого борта).
Брасы на фок-мачте Рис. 2: 1 - фока-брас; 2 - нижний фор-марса-брас; 3 - верхний фор-марса-брас; 4 - нижний фор-брам-брас; 5 - верхний фор-брам-брас; 6 - фор-бом-брам-брас; 7 - направляющие блоки;
Брасы на грот-мачте. Рис. 2: 8 - грота-брас; 9 - нижний грот-марса-брас; 10 - верхний грот-марса-брас; 11 - нижний грот-брам-брас; 12 - верхний грот-брам-брас; 13 - грот-бом-брам-брас;
Брасы на бизань-мачте Рис. 2: 14 - бегин-брас; 15 - нижний крюйс-марса-брас; 16 - верхний крюйс-марса-брас; 17 - нижний крюйс-брам-брас; 18 - верхний крюйс-брам-брас; 19 - крюйс-бом-брам-брас.
Крепление брасов.
Брасы старинных судов. Грота-брасы Коренной конец браса крепили на рыме, установленном с наружной стороны борта. Затем лопарь вели к блоку шкентеля браса, тянули в обратном направлении и, пропустив через блок у фальшборта квартердека, крепили на утке ("кнехт") вблизи этого блока.
Фока-брасы.
Брас, коренной конец которого крепили на огоне грота-штага, проводили через блок на ноке рея, снова вели к огону штага, где пропускали через двухшкивный блок, установленный на огоне штага, затем через второй двухшкивный блок на первой носовой ванте грот-мачты ниже швиц-сарвеней. Закрепляли брас на утке палубы, предварительно пропустив через третий двухшкивный блок, находящийся вблизи основания мачты.
Фор-марса-брас проводили через вторые шкивы трех упомянутых двухшкивных блоков; коренной конец его всегда крепили на грота-штаге.
Коренной конец браса крепили на огоне бизань-штага, затем проводили через блок на ноке рея, далее через блок, укрепленный на длинном шкентеле под крюйс-марсом, и блок, расположенный на кормовой ванте (последний находился на 2/3 ее высоты). После этого брас проходил через блок на палубе и крепился на утке на внутренней стороне фальшборта.
Грот-брам-брас. Грот-брам-брас огоном крепили на ноке рея, затем вели через блок у топа крюйс-стеньги, пропускали через марс и вант-клотень, установленный на последней кормовой бизань-ванте, и спускали вниз, где крепили на утке рядом с уткой для грота-браса.
Фор-брам-брас. Фор-брам-брас огоном крепили на ноке рея, затем вели через первый блок, закрепленный на петле грот-стень-штага, и второй блок, установленный на кормовой стороне салинга. После этого брасы спускали вниз вдоль грот-мачты и проводили через третий блок на грота-штаге и четвертый блок на кормовых релингах форкастеля. Закрепляли его на утке.
Грот-трюм-брасы крепили на ноках рея, проводили через коуши на крюйс-брам-стеньге, спускали вниз и, пропустив через крюйс-марс, закрепляли на утках вблизи первых бизань-вант.
Фор-трюм-брасы крепили на ноках реев, проводили через блоки на грот-стень-штагах и через блоки на огонах фока-вант, затем пропускали через фор-марс и коуши на грота-штаге и крепили на релингах форкастеля.
Бегин-брасы. Коренной конец браса крепили на последней ванте грота, на 2/3 ее высоты; затем брас вели через блок на шкентеле нока рея, тянули снова к ванте и, пропустив через направляющий блок, крепили на утке с внутренней стороны борта.
Крюйс-марса-брасы. Крюйс-марса-брасы проводили так же, как и брасы бегин-рея, только направляющий блок закрепляли непосредственно под швиц-сарвенями.
Крюйс-брам-брасы. Крюйс-марса-брасы проводили так же, как и брасы бегин-рея, только направляющий блок закрепляли непосредственно под швиц-сарвенями. Крюйс-брам-брасы крепили огоном на ноке рея, проводили через блок, установленный на грот-стень-вантах, затем через грот-марс и набивали рядом с крюйс-марса-брасами. Чтобы достичь больших углов натяжения, бегин-крюйс-марса- и крюйс-брам-брасы заводили крестообразно, а именно: брасы правых ноков тянули на левый борт, и наоборот.
Блинда-брасы. Блинда-брасы в разные периоды проводили по-разному. На рисунке ниже показаны способы их проводки: 1 - фока-штаг; 2 - фок-мачта; 3 - грота-штаг; 4 - бушприт; 5 - блинда-рей.
Бом-блинда-брасы крепили огонами на ноках рея и вели через блоки в нижней части фор-стень-штага и на фока-штаге, а затем через направляющие блоки ватер-вулинга бушприта. Крепили их на носовых релингах.
Бовен-блинда-брасы. Бовен-блинда-брасы закрепляли на фор-стень-штаге, затем проводили к блокам шкентелей, установленным на ноках рея, тянули снова к стень-штагу, пропускали через два двухшкивных блока (один находился на бушприте) и крепили на носовых релингах.
Дирик фал и галс-тали бизань рю. Бизань-рю имела только дирик-фал и галс-тали, которые несли и галеры. Галс-талями называли тросы, заведенные в блок на нижних концах реев, которые служили для их наклона, дирик-фалами - тросы, проведенные через блок на реях и предназначавшиеся для оттягивания их нижних концов к корме.