Фалы на корабле - бегучий такелаж


                    •Балкон кормы || Бонеты || Брашпиль || Бушприт || Ванты

 

 

 

Рис. 1. Фал - это, по сути, верёвка (голл. val - трос. снасть), при помощи которой происходит подъем или спуск парусов, отдельных деталей рангоута (например, реев, стеньг, гафелей), флагов, вымпелов и тому подобного. От нидерландского. val (от vallen) — падать, спускать.

Фалы, используемые на судах и кораблях, относятся к бегучему такелажу.

Фал — (голл. val) - трос, веревка - судовая снасть бегучего (подвижного) такелажа.

По Далю Фал — м. морск. вообще, снасть для подъема чего: рея и косой парус подымаются фалом; по-русски: дрок и подъемна.

Фалы на кораблях бывают:

Рис. 1. В зависимости от парусов, которые поднимают фалы, различают марса-, брам-, кливер-, стаксель-фалы и т. д.

 

 

 

 

Рис. 2. Верхние марса-фалы.
Верхние марса-фалы состоят из трех частей: драйрепа, мантыля и простых или двойных гиней. Проволочный, растительный или цепной драйреп крепят на середине рея, проводят через шкив-гат со шкивом в стеньге и заканчивают блоком. Через этот блок проводят мантыль, один конец которого крепят гаком за обух на ватервейсе, другой оканчивается двухшкивным блоком.

Послед­ний вместе с другим двухшкивным блоком на обухе ватервейса основывается талрепом, в результате получаются гини, лопарь которых после прохода через направляющий блок крепят на битенге у фальшборта.

На малых судах (бригах и т. п.) фал состоит из драйрепа, который проводят через шкив в стеньге и набивают простыми или двойными талями, стоящими сбоку у основания мачты.

Детали проводки фалов реев: а - верхний марса-фал; b - бом-брам-фал.
1 - драйреп; 2 - мантыль; 3 - тали; 4 - обух; 5 - шкив-гат со шкивом; 6 - кофель-нагельная планка; 7 - ватервейс; 8 - рей.
Реи нижних марселей так же, как и нижних брамселей, не имеют фалов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Верхние брам-фалы вооружают так же, как и фалы верхних марса-реев. На малых парусных судах брам-фалы состоят, как и марса-фалы, из драйрепа и простых талей, установленных сбоку от основания мачты.Бом-брам-фалы менее мощные и имеют простые или двойные горде­ни вместо гиней.

Кливер- и стаксель-фалы. Кливер- и стаксель-фалы на малых парусных судах крепят к фаловому углу паруса, проводят через блок на обухе лонга-салингов (или на леере), далее вдоль мачты вниз и крепят на битенге у фок-мачты или на утке с внутренней стороны фальшборта. Если парус большой, то фал тянут с помощью горденя. Коренной конец его закрепляют на обухе у основания мачты или на обухе ватервейса, лопарь - на битенге.

Бегучий такелаж кливеров, стакселей и триселей парусного судна.1 - кливер-фалы; 2 - кливер-ниралы; 3 - кливер-шкоты; 4 - стаксель-фалы; 5 - стаксель-ниралы; 6 - стаксель-шкоты; 7 - трисель-фал; 8 - гафель-гардель; 9 - дирик-фал; 10 - эренс-бакштаги; 11 - тали гика-шкота; 12 - гика-топенанты; 13 - трисель-шкот; 14 - трисель-нирал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Детали бегучего такелажа стакселя и кливера.1 - фал; 2 - гордень; 3 - нирал; 4 - леер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Трисель- и галф-топсель-фалы. Трисель без фалов крепят непосредственно к гафелю. Если трисель ходит по погону вдоль гафеля, то простой фал проводят через шкив на ноке гафеля, затем к блоку на топе нижней мачты и вдоль мачты вниз, где закрепляют на битенге у мачты. Галф-топсель тоже имеет простой фал.

Детали бегучего такелажа гафеля и триселя. 1 - гафель; 2 - трисель; 3 - погон, по которому ходят сегарсы триселя; 4 - шкив у нока гафеля; 5 - трисель-фал; 6 - трисель-нирал; 7 - гафель-гардель; 8 - дирик-фал; 9 - гафель-флаг-фал; 10 - эренс-бакштаги.

„Гафель-фалы”. Различают два фала: гафель-гардель и дирик-фал. Первый поднимает пятку гафеля, а второй - его нок. Гафель-гардель представляет собой тали, заведенные между усами гафеля и краспицами марса. Дирик-фал крепят на ноке гафеля, проводят через двухшкивный блок на эзельгофте, затем через второй блок, установленный на бугеле в середине гафеля, и через третий блок у эзельгофта и опускают вниз к основанию мачты, где крепят на битенге у мачты или у фальшборта.

 

Флаг-фалы предназначаются, как следует из их названия, для подъема флагов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 6. Фалы старинных судов.

Фалы фока- и грота-реев.

В XVII и XVIII вв. на нижних реях имелись фалы, которые состояли из двух частей: драйрепа и соб­ственно фала - гарделя. Драйреп крепили на рее, проводили через эзельгофт и заканчивали трехшкивным блоком. Коренной конец фала закрепляли на битенге, вели через шкивы этого блока и шкивы битенга и закрепляли на утке.

Фалы нижних реев и марса-фалы старинных судов:

а - английского типа XVII в.; b - французского типа, XVII - XVIII вв.; с - крепление драйрепа на рее; d - ограничительные планки для драйрепа на рее; е - деталь кнехта с фалом; f - марса-фал, середина XVII в.; g - марса-фал голландского типа; h - фалы реев и кофель-нагельная планка учебного судна „Еве” (носовая часть, музей науки и техники в Милане).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 7. Фалы реев судна XVIII в. В XVIII в. коренной конец драйрепа крепили на эзельгофте и драйреп проводили через его кипы, если эзельгофт был французского образца, или не проводили, если - английского. К концам драйрепа подвешивали трехшкивные блоки, которые вместе с другими блоками на рее обра­зовывали фал-тали. Фалы спускали вдоль мачты вниз и вели на фал-кнехты.

1 - нижнего рея; 2 - марса-фал; 3 - брам-фал; 4 - вымпел-фал; 5 - вымпел; 6 - ограничительная планка фалов нижнего рея; 7 - кофель-нагельная планка; 8 - фал-кнехт.

Фал-кнехт - это деревянный столб, который устанавливали позади мачты и жестко соединяли с бимсами второй палубы. В верхней части кнехта находились шкив-гаты со шкивами, а сама верхняя часть битенга была выполнена так, чтобы на нее можно было укладывать конец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8. Фор-, грот- и крюйс-марса-фалы.

Драйреп от блока, закрепленно­го на середине рея, проводили через блоки, установленные под крас­пицами салинга, и затем его концы спускали вниз по обеим сторонам мачты и крепили в стропках лонг-такельных блоков. Вторые блоки талей закрепляли в обухах на русленях. На фалы наде­вали стропки, которые могли свободно перемещаться по фордунам.

Существовали и иные способы проводки марса-фалов.

Фор-, грот- и крюйс-брам-фалы.

Конец драйрепа гаком заводили в огон посредине рея, проводили через шкив-гат со шкивом в топе брам-стеньги и оканчивали простым блоком. Фал, коренной конец кото­рого крепили на марсе, проводили через блок драйрепа и через марс к блоку на палубе. Здесь на битенге у основания мачты его закрепляли.

Грот-бом-брам-фал.

Грот-бом-брам-фал - это простой трос, который крепили непосред­ственно на рее; затем его проводили через коуш на топе мачты и далее вдоль мачты вниз, где закрепляли на утке около брам-стеньги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 9. Бизань (рю)-фал.

Гини фала крепили непосредственно на рее: они состояли из одного трехшкивного блока, установленного под марсом бизань-мачты, и второго двухшкивного на рее. Пропу­стив через шкивы блоков, фал вели на правый борт вдоль средней ванты, еще через один блок на палубе и крепили на утке. Способы проводки, применявшиеся на английских военных судах, показаны на рисунке ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 10. Фал-тали блинда-рея.

Фал-тали блинда-рея были глухими. Их крепили между ноком буш­прита и серединой блинда-рея.

Фалы блинда- и бом-блинда-реев.

1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - блинда-рей; 4 - бом-блинда-рей; 5 - фал-тали блинда-рея; 6 - фал бом-блинда-рея с та­лями.

Бом-блинда-рей тоже имел тали, но не глухие. На рее был установлен простой блок, а на ноке утлегаря - двухшкивный. Коренной конец фала крепили в стропе блока на рее, проводили через шкивы блоков и далее к блоку, находящемуся на фор-лось-штаге, а затем через направ­ляющий блок ватер-вулинга бушприта на нос и закрепляли около носовых релингов.

Стаксель- и кливер-фалы представляли собой простые тросы, закрепленные в фаловых углах паруса. Фал грот-стеньги-стакселя пропускали через блок, укрепленный на огонах вант крюйс-стеньги, вели вдоль мачты вниз и далее через блок у основания мачты.

Крепили его на палубе вблизи шканцев. Фалы грот-стакселя и грот-брам-стакселя, а также фалы бизань-, крюйс-стеньги-, крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-стакселей проводили аналогичным образом. Фалы бом-кливера, кливера, второго кливера и фор-стеньги-стакселя обычно вели к блокам, располо­женным на огонах вант фор-стень­ги, затем вниз вдоль фок-мачты через „собачью дыру” марса, через блоки на баке и закреп­ляли на утках бака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 11. Бовен-блинда-фал.

Драйреп закрепляли на рее, проводили через шкив в блинда-стеньге и крепили к фал-талям на марсе.

 



  • Бегучий такелаже корабля. Первичные элементарные знания. О. Курти "Постройка моделей судов" Энциклопедия судомоделизма, 1977, стр. 326-356 - Бегучий такелаж служит для управления рангоутом и парусами. Различают: Бегучий такелаже || Фалы || Брасы || Дирик-фал || Шкоты || Галсы || Булини || Гитовы ||
  •